Как говаривал Задорнов, "Американцы могут сколько угодно хвастаться, что у них всё самое-самое. Любой грек им ответит: "А у нас - Парфенон".
Совершенство афинского Акрополя и его центрального храма Парфенона не превзойдено никогда и никем. За двадцать пять веков.
Огромный холм, возвышающийся над Афинами - рай для археологов. Самые древние находки относятся ко временам Тесея, победителя Минотавра (от этой полусказочной древности остались лишь крепостные стены).
Даже тогда, когда Афины были городом, ещё ничем не выдающимся, граждане очень заботились об украшении "верхнего города". Оказывается, не были скульптуры благородно-белыми, их раскрашивали, а потом создавали легенды, что все эти девушки по ночам оживают. И случалось, даже цепи надевали - вдруг сбегут? Наивный седьмой век до нашей эры...
А тот ансамбль Акрополя, что известен нам сейчас, выстроен, по историческим меркам, очень быстро - на протяжении жизни одного поколения. Ведь это - памятник ПОБЕДЫ, о которой должны помнить, пока стоит Греция.
... В маленькую страну, раздробленную на бесчисленные "полисы", вторглось бесчисленное войско персов. Казалось, супердержава античного мира прикончит "колыбель цивилизации" в несколько дней. И триста спартанцев, при всём их героизме, лишь отсрочили неизбежность... Афины были захвачены, святилища Акрополя разрушены, но в эти немногие дни греческие города успели объединить свои силы! Битвы при Платеях, при Саламине - и Греция вышла из тяжелейшей войны не просто объединенной, но с мощнейшими армией и флотом. Чудо, за которое следует отблагодарить богов!
По замыслу Перикла, стратега Афин, столица Греции должна была стать столицей мира. И он не пожалел затрат на возведение архитектурного ансамбля не из дешёвого известняка, как строили раньше, а из полупрозрачного белого мрамора. Здесь работали лучшие архитекторы, лучшие скульпторы, да и обычные граждане считали честью принять посильное участие в возведении небывалого памятника Победы.
Но вот - энтузиазм стал иссякать: строительство оказалось гораздо дольше и дороже, чем предполагалось! Перикла пытались обвинить в перерасходовании средств, однако, не требуя остановить стройку. Было очевидно - отступать поздно.
Друг Перикла Фидий, лучший скульптор своего века, создал двенадцатиметровую статую Афины-девы, покровительницы города. Статуя была облицована слоновой костью, одежды - из золота разных оттенков, глаза и украшения из драгоценных камней. Впечатление производила колоссальное!
Но и Фидия попытались обвинить в краже части отпущенного ему золота. Хорошо, что Перикл посоветовал ему сделать одежды съёмными! Сняли - взвесили - обвинение отпало. Тут же выдвинули новое - в святотатстве: зачем разместил на щите Афины свой портрет?!
Пришлось Фидию бежать от неблагодарных сограждан в Олимпию, чтобы там создать одно из чудес света - статую Зевса Олимпийского.
Архитекторы Парфенона, Иктин и Калликрат, менее всего заботились о соблюдении какого-то единого стиля. Они добивались идеальной стройности сооружения, а для этого надо было в совершенстве знать законы оптики. Ведь колонны одинаковой толщины воспринимались бы разными на фоне стены - и на фоне неба. И только измерения показали, что в Парфеноне нет ни одной прямой линии! Разная толщина колонн, изогнутые ступени, асимметрия, отклонения от горизонталей и вертикалей - всё это невозможно обнаружить невооружённым глазом. Но именно эти "вольности" и создали эффект абсолютной гармонии.
Парфенон не подавляет, как "обычный" храм - напротив, он вселяет в человека чувство "богоравности". Не случайно его фризы украшены изображениями богов и людей, равно прекрасных.
Отдельно - маленький храм Ники. Богиня победы была изображена нетрадиционно - без крыльев! Словно боялись, что крылатая Победа улетит...
К сожалению, сегодня на Акрополе лишь обломки и остатки былого величия. Наибольший ущерб античной культуре был нанесён молодым, наступающим христианством - беспощадно сокрушались "идолы". И сегодня почти невозможно найти древнюю скульптуру, не повреждённую "борцами со старым миром".
Затем на несколько веков Греция попала под власть Турции, а завоеватели не церемонились с чужой культурой. В Парфеноне устроили пороховой склад, и в конце концов он взорвался.
Довершили разгром англичане - вывезли фризы Парфенона в Британский музей. Под предлогом "спасения древней культуры страны, которая сама сохранить её не может".
Впрочем, для ПАМЯТИ хватает и того, что осталось...