Найти тему
Cinema Asylum

Fresh Air, или как Бену Аффлеку удалось снять один из лучших байопиков последних лет

В марте состоялась премьера фильма «Air: Большой прыжок» — очередного совместного проекта лучших друзей — Мэтта Деймона и Бена Аффлека (он же режиссер картины). О том, почему эта лента стала глотком свежего воздуха в жанре байопик, расскажет кинокритик Амалия Бабаян.

Кадр из фильма «Air: Большой прыжок», 2023, Amazon Studios
Кадр из фильма «Air: Большой прыжок», 2023, Amazon Studios

США. 1984 год. Баскетбольный отдел Nike испытывает трудности из-за низких продаж. Маркетологи компании решают, с какими молодыми игроками НБА заключить контракт на $250 тысяч, чтобы спасти положение. Кандидаты: Верн Флеминг, Мелвин Тарпин, Джон Стоктон и другие перспективные молодые спортсмены. Но продавец кроссовок Сонни Ваккаро (Мэтт Дэймон) предлагает коллегам другую тактику — заключить сделку не с несколькими, а с одним баскетболистом — восходящей звездой Майклом Джорданом — и плевать, что он предпочитает Adidas и Converse. Ваккаро уверен, что есть шанс его переубедить. Соучредитель компании Фил Найт (Бен Аффлек) сомневается в стратегии, но доверяется чутью скаута.

Кадр из фильма «Air: Большой прыжок», 2023, Amazon Studios
Кадр из фильма «Air: Большой прыжок», 2023, Amazon Studios

Как снять успешный байопик? Первый вариант: изначально взять историю, о которой люди почему-то до сих пор не знали — тогда они будут удивляться всему, что происходит на экране и воспринимать фильм как обычный игровой. Если же история всем уже известна, нужно выбрать угол зрения и, разумеется, увлекательно ее рассказать.

Маркетологи отбирают кандидатов, проводят заседания, консультируются с юристами, утверждают план у руководства, дорабатывают его. Есть недолгая командировка, но в основном снова консультации, снова заседания, снова разногласия и так далее. На словах все эти процессы кажутся жутко скучными. Синопсис можно представить так — мегакорпорация и легенда спорта заработали миллиарды. Здесь будто никакого потенциала для конфликта нет.

Кадр из фильма «Air: Большой прыжок», 2023, Amazon Studios
Кадр из фильма «Air: Большой прыжок», 2023, Amazon Studios

При этом на «Air» горой посыпались хвалебные отзывы: 93% «свежести» картины и 98% зрительского одобрения на Rotten Tomatoes. Секрет успеха «Air»? They just did it.

Нет, не все так просто. Все дело в правильно выстроенных и досконально продуманных диалогах тщательно прописанных персонажей. Зрители остаются прикованы глазами к экрану на протяжении двух часов, и есть ощущение, что с удовольствием бы задержались еще на полчасика.

Мы знаем, что в те времена заключить подобный контракт казалось невозможным. Но мы также знаем, что все в итоге сложилось наилучшим образом для всех: для бренда, для Джордана, для других спортсменом и всей индустрии кроссовок в целом. Как Аффлек и Дэймон сделали так, что и с этим проектом всё сложилось удачно?

Кадр из фильма «Air: Большой прыжок», 2023, Amazon Studios
Кадр из фильма «Air: Большой прыжок», 2023, Amazon Studios

Первое — они исключили из него Джордана. Артиста, играющего Джордана, мы видим лишь со спины. За весь фильм он не произносит ни единого слова, а главные речи звучат из уст Сонни Ваккаро. Слишком велик был риск промахнуться с выбором актера на роль легенды, а так создается иллюзия, будто на кресле сидит он сам. К тому же, демонстрация лица актера разрушила бы художественный замысел, ведь эта история не о Джордане, а о человеке, который предвидел его будущее.

Второе верное решение — никакой рекламы кроссовок. Потому что, очевидно, самые популярные кроссовки в мире в рекламе не нуждаются. Такая ставка дала бы только обратный эффект. Знаменитые Nike Air Jordan, конечно же, демонстрируются в фильме, но без пафоса, с юмором, а всё внимание к себе в кадре приковывает не обувь, а ее причудливый дизайнер Питер Мур (Мэттью Мехер).

Кадр из фильма «Air: Большой прыжок», 2023, Amazon Studios
Кадр из фильма «Air: Большой прыжок», 2023, Amazon Studios

Джордана здесь нет, кроссовок почти нет. Что есть? Группа талантливых людей, которые отлично справляются со своей работой. Это Сонни Ваккаро — добродушный мужчина средних лет, который всего себя посвящает работе: посещает студенческие игры, смотрит записи баскетбольных матчей и мотается в самоназначенные командировки ради общего дела. Соучредитель Nike Фил Найт, который доверяет своим сотрудникам, даже если их идеи ему не нравятся, а еще делится с ними успокаивающими мантрами. Директор по маркетингу Роб Штрассер (Джейсон Бейтман), готовый буквально жить в офисе и работать над процветанием компании, лишь бы его дочь каждую неделю получала новые фирменные кроссовки (у нее их уже 60 пар). И дизайнер Питер Мур, которому удается создавать уникальные кроссовки с учетом того, что «дизайн обуви за тысячу лет ее существования существенно поменялся всего один раз: когда левый и правый ботинок стали разными».

Кадр из фильма «Air: Большой прыжок», 2023, Amazon Studios
Кадр из фильма «Air: Большой прыжок», 2023, Amazon Studios

Фильм состоит из очаровательных моментов с этими людьми и шуток Аффлека над самим собой. Один из лучших эпизодов ленты — утренняя пробежка рыжего, кудрявого, в розовых лосинах Фила Найта под трек REO Speedwagon “Can’t Fight This Feeling Anymore”.

На протяжении всей карьеры на Аффлека сваливается огромное количество несправедливой критики. Любимец папарацци, главный герой мемов о грусти — таким его предпочитают видеть. А речь идет о человеке, который снимался в фильмах Дэвида Финчера, Ридли Скотта, Гаса Ван Сента, Терренса Малика и дважды получал «Оскар» — как сценарист за фильм «Умница Уилл Хантинг» (1997) и как продюсер за фильм «Операция “Арго”» (2012). В 2016-м он выпустил, пожалуй, единственный свой провальный фильм — «Закон ночи». И спустя семь лет вернулся с безупречным «Air». Он трогает, забавляет и воспринимается как легкое приятное кино. Пытаясь убедить Nike рассмотреть кандидатуру Джордана Ваккаро отмечает, как молодой спортсмен легко себя чувствует на корте. Он буквально летает по нему, в то время как другие спортсмены испытывают напряжение и усталость. Таким же образом Аффлек заставляет «Air» выглядеть легким. Он — профессионал своего дела, и знает, как рассказать историю, которая по-настоящему захватывает.

Автор: Амалия Бабаян

—----------------------------------------------------------------------------

Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!