«Злачные места» Москвы всегда притягивали преступников и воров, есть такое место и рядом с Красной площадью. Ветошный переулок. Знаменитый трактир, который в народе получил название «Бубновская дыра». Место связанное с Ванькой Каином.
«Оборотень»
История Ваньки Каина. Иван Осипов – первый на Руси «оборотень», организатор коррупционных и преступных схем в Москве, только оборотень без погон.
Родился в 1714 году в ярославском селе Ивашино в крестьянской семье, его , ждала обычная для того времени судьба: либо набор в рекруты, либо тяжелый крестьянский труд. Родной брат Ивашки, Прокофий Осипов, угодил в рекруты. Армейская служба представлялась крестьянским парням сущим адом, поэтому самые лихие зачастую сбегали и подавались к «лихим людям».
Начинал воровскую карьеру, обокрав своего барина, затем написал донос на хозяина и подкинул ему труп солдата. За донос получил свободу, попал в воровской притон «под Каменным мостом», вольничал на Волге у атамана Михаила Зари. Первые сорок лет своей жизни душегубствовал.
В конце 1741 года Ванька-Каин вернулся в Москву, явился в Сыскной приказ, где объявил, что знает воров и разбойников, не только в Москве, но и в других городах и предложил помощь в их поимке. Ему было присвоено звание, доносителя сыскного приказа и в его распоряжение была дана военная команда.
Ванька выдавал и ловил мелких воришек, но укрывал крупных воров; особенно жестоко преследовал раскольников, наживаясь на них. Составлял реестры для следственных процессов.
Иван Голый, «взятый» Каином на допросе перечислил 19 «товарищей», из них 17 были включены в реестры Каина. Преданный своей женой Гаврила Рыжий в феврале 1746 года выдал на допросе 14 человек, и его показания дали начало двум крупным делам о группе «банных» воров, и о разбойниках на Троицкой дороге.
Доносительство и преступная деятельность давали Ивану Осипову неплохой доход. Открыл в районе Ветошного переулка игорный дом, подчинил и заставил платить себе долю всю криминальную Москву.
Любовь Ваньки Каина.
Понравилась Ивану Осипову молодая девушка, пытался дорогими подарками уговорить замуж. Зная, что жених вор и душегуб, ни девушка, ни родственники не соглашались. Тогда Ванька Каин принудил одного фальшивомонетчика оговорить девушку, будто та ему помогала. Девушку арестовали и отвезли в Сыскной приказ, где “под плетьми и до тех пор мучили, что едва оставили живую”. Потом сыщик-душегуб предложил девице неволю обменять на любовь. Девушке пришлось смириться.
Под покровительством Ваньки-Каина число беглых, воров, мошенников, грабителей увеличилось в Москве в несколько раз и закончилось народным бедствием. Весной 1748 года от повсеместных пожаров, разбоев, грабежей, горожане стали бежать из Москвы.
«Вор» и «Не вор»
Прислали комиссию из Петербурга с генерал-майором А.И. Ушаковым и войском. Большинство служащих Сыскного приказа, от членов приказа до мелких писцов, были у него на «зарплате» и в поимке Ваньки Каина не помогали. Три месяца работала комиссия, а спокойнее в Москве не стало.
Тогда на смену Ушакову прислали генерал-полицмейстера Алексей Данилович Татищева.
Как-то Алексей Данилович предложил выжигать на лбу у преступников клеймо «ВОР».У него поинтересовались, как следует поступить, если впоследствии выяснится, что наказанный невиновен. Татищев ответил, что в таком случае у него на лбу перед словом «ВОР» выжгут частицу «НЕ».
Его усилиями за 4 года сменился весь личный состав сыскного приказа, по Ваньке Каину была создана специальная комиссия, которая ни перед кем не отчитывалась, прошло еще 2 года, и летом 1755 года Иван Осипов был пойман, получил смертный приговор, замененный на наказание кнутом , ему вырвали ноздри, поставили на щеки тавро и отправили на каторгу в Сибирь.
«Бубновская дыра»
Через много лет на месте «игорного дома» Ваньки Каина появился трактир названный в народе «бубновской дырой». Находился он в доме Мещаниновых, коломенских купцов разбогатевших на водке и перебравшихся в Москву, затем дом перепродавался и купцы Бубновы обустроили здесь свой трактир.
« в жизни торговцев Гостиного ряда играл большую роль. Каждый день, исключая воскресные и праздничные, он с утра и до поздней ночи был переполнен купцами, приказчиками, покупателями и мастеровыми. Тут за парой чая происходили торговые сделки на большие суммы» - так писал Иван Слонов в своих «Записки торговой Москвы»
В подвале трактира была «бубновская дыра» место, куда не заглядывала полиция, где собирались воры-карманники, промышлявшие в торговых рядах, скупщики краденного, запойные купцы. Загулявшие приезжие купчики, могли начать с миллионных сделок за завтраками в фешенебельном «Славянском базаре» потом гулять «до журавлей», потом переместиться в трактир Бубнова на третий этаж, а очнуться без копейки, голым в подвале «бубновской дыры». На такой случай у купцов Бубновых всегда был запас одежды-ветоши, чтобы не позорить заведение.
Гиляровский так описывал «дыру»
«…помещение "дыры" состояло из большого подвала с низким сводчатым потолком, без окон, перегороженное тонкими деревянными перегородками на маленькие отделения, похожие на пароходные каюты. В каждом таком отделении, освещенном газовым рожком, стоял посередине стол с залитой вином грязной скатертью и кругом его четыре стула. Другой мебели там не было. В этих темных, грязных и душных помещениях ежедневно с самого раннего утра и до поздней ночи происходило непробудное пьянство купцов». Общая картина "Бубновской дыры" была похожа на филиальное отделение ада, где грешники с диким криком, смехом, а иногда и с пьяными слезами убивали себя алкоголем."
Понравился материал? Посмотри другие материалы моего канала, например "Опьяняющая" как шампанское