ВОЗМОЖНО, ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, НАЦИЯ, ГОСУДАРСТВО ИЛИ ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЕЛО СЕБЯ НЕПОДОБАЮЩИМ ОБРАЗОМ
Автор: Хава Тор
Давайте посмотрим на пережитую нами недавно пандемию классическим образом. Что это значит?
Классическое рассмотрение событий базируется на том, что всё в этом мире неслучайно. К примеру — чума. Чума — это космическое событие, серьёзный кризис, почему она возникает? Поспешим к истории Эдипа, одного из великих героев греческой мифологии.
На первый взгляд, история Эдипа кажется простой. После того как Эдип услышал пророчество оракула о том, что он убьёт своего отца и женится на своей матери, он покидает Коринф, город, в котором вырос, надеясь, что, если будет держаться подальше от своих родителей, избежит бедствия. Его усилия не увенчались успехом, и пророчество сбылось.
Углубимся в историю Эдипа и рассмотрим её с самого начала, а именно, с истории настоящего отца Эдипа — царя Лаия. Лаий похитил и изнасиловал Хрисиппа, сына царя Пелопса. Царь Пелопс, испытав огромный стыд, отомстил насильнику, наложив на его душу страшное проклятие. Гнусное поведение царя с тех пор носит название «преступление Лаия». Последний отнёсся к проклятию несерьёзно, женился на Иокасте и стал царём Фив, города на юге Греции.
Классический подход гласит:
«Каждое дело в жизни, хорошее или плохое, имеет награду. За плохой поступок — плохая награда, то есть бедствие».
Первое бедствие, которое было предустановлено для царя Лаия богом Аполлоном: если тот родит сына, сын убьёт его в наказание за его преступления. Второе бедствие, так называемая война семерых против Фив, когда богиня Гера отправляет чудовище-сфинкса покарать город.
У Лаия рождается сын. Зная о пророчестве, царь приказывает отнести ребёнка на гору Китарион и там убить.
Слуга жалеет мальчика, не убивает, а пронзает его ноги и оставляет там. Пастух находит младенца и приносит его Полибу, царю Коринфа. Царь усыновляет мальчика, даёт ему имя Эдип (означает — с опухшими ногами). Полиб не расскажет Эдипу об усыновлении никогда.
Эдип вырастает и узнает от Оракула о горькой судьбе, которая его ожидает. Он убегает из Коринфа, чтобы уйти от тех, кого он считал своими матерью и отцом. По дороге он встречает старика и его слуг, которые относятся к нему с большим высокомерием. Он убивает их, не зная, что старик — его биологический отец.
Продолжая свой путь в Фивы, Эдип сталкивается со Сфинксом. Чудовище убивает тех, кто не может разгадать его загадки. Оно уже убило многих жителей Фив. Сфинкс задаёт загадку Эдипу:
«Какое животное ходит на четвереньках утром, на двух в полдень и на трёх вечером?»
Эдип разгадывает загадку, он отвечает:
«Человек в младенчестве ползает на четвереньках, во взрослом возрасте ходит на двух ногах и в старости он опирается на посох».
Эдип был первым, кто разгадал загадку Сфинкса и таким образом, спас город от гибели. Сфинкс был поражён и бросился в бездну, покончив жизнь самоубийством. Благодарные жители сделали Эдипа своим царём. В жёны он взял овдовевшую Иокасту, его настоящую мать. Таким образом, пророчество сбылось.
Но на этом история не заканчивается. Классический принцип неумолим. Эдип грешен невольно: он убил своего отца и живёт со своей матерью, у них родилось четверо детей. Эдип должен претерпеть многочисленные страдания, чтобы погасить карму.
Драматург Софокл, живший в V веке до нашей эры и написавший трагедию «Царь Эдип», мыслит, естественно, классически. Воздаяние Эдипу приходит в виде чумы, которую Аполлон насылает на город Фивы. Чума уносит много жизней. Чтобы спасти свой город (Эдип — благородный правитель), он обращается к Оракулу из Дельф, который говорит Эдипу, что конец чуме придёт с возмездием убийце царя Лаия. Эдип, не зная, что он и есть тот самый, проклинает убийцу и отправляется на его поиски, чтобы положить конец чуме.
Классический подход учит искать причины чумы в грехах человека, в грехах племени или семьи и даже в грехах государства, заставляя весь народ платить коллективную цену. Многочисленные примеры из Библии также подчёркивают классический принцип, который неоспорим. Египтяне, израильтяне, филистимляне, ассирийцы — все испытали на себе жестокие язвы, которые были прямым возмездием за их грехи. Иногда грех был связан с целым народом или племенем. Но иногда, как в случае с Эдипом, с определённым поступком, совершённым одним лицом. Например, в книге Двоецарствие, глава двадцать четвёртая, царь Давид грешит и осознаёт, что его народу предстоит понести наказание — моровую язву, которая унесёт жизни 70 тысяч человек.
Воздаяние за плохие деяния не всегда происходит в этом поколении, оно может быть отодвинуто на будущее и его понесут другие поколения. «Награда» обязательно произойдёт.
Великий античный философ-идеалист Плотин, живший в III веке нашей эры, пишет:
«Если вы хотите открыть для себя, каким образом осуществляется божественная справедливость, недостаточно исследовать только настоящее. Необходимо также учитывать прошлое и будущее. Те, кто в прошлой жизни были рабовладельцами и злоупотребляли своей властью, в следующем воплощении будут рабами, и это изменение будет для них эффективным. […] Точно так же и те, кто убивал добровольно, будут убиты… Не случайно человек становится рабом или заключённым, или теряет своё достоинство. Вероятно, в прошлом он совершил насилие, от которого теперь страдает. Кто убьёт свою мать, тот будет убит своим сыном, тот, кто изнасилует женщину, станет женщиной и будет жертвой изнасилования. […] От этой системы воздаяния нет спасения».
Возвратимся в наши дни и поищем невидимые глазу причины вспыхнувшей пандемии, охватившей весь мир. Кто совершил грех, который привёл к эпидемии коронавируса? Эдип усвоил урок и был готов нести последствия своих поступков. Его современники осознали урок также. Классический подход помогает смотреть глубже. Возможно, человек, возможно, семья, нация, государство или, возможно, всё человечество вело себя неподобающим образом и поэтому пришла коллективная расплата?
Источник: The Epoch Times