Ассистент ( помощник, тьютор) в коррекционных школах Германии.
Тьюторы есть конечно и в инклюзивных классах, но об этом я здесь рассказывать не буду, потому что Антошка такой тип школы и такой класс не посещал.
Конечно же, из общения с другими родителями, дети которых посещают инклюзивный класс, я слышала многое, но рассказывать предпочитаю о личном опыте, в нашем случае это опыт с ассистентами в коррекционных школах.
Начну с того, что в Германии школу посещают все дети, даже с очень сложным поведением, домашнего обучения нет, точнее оно в принципе существует, в виде онлайн обучения, но это настолько редко и как правило этого сложно добиться, перевода на онлайн обучение. И инициатором этого выступают родители, изначально государство это не поддерживает.
Дети даже с очень с тяжёлыми нарушениями развития и дети с разной тяжестью ДЦП посещают коррекционные школы.
Так вот вернёмся к ассистентам. В принципе тьютором может работать любой человек возраста с 18 до 60 лет, не судимый ранее и закончивший среднюю школу как минимум. Основная задача тьютора- сопровождение ребёнка по школе, помогать там где надо, но в то же время и поощрять его самостоятельность, предотвращать опасные ситуации и помогать социализироваться и в выполнении заданий в рамках обучения в школе.
Специального образования в Германии для этого не требуется, конечно если оно есть, это очень приветствуется, но такие специалисты в принципе в последние лет 20 не идут на эту работу. Причина банальна- она низкооплачиваемая и очень ответственная.
Работа эта привлекательна для мам детей начальных классов, так как в каникулы все 13 недель в году тьютор тоже в отпуске.-))
Тьюторами работают и парни, хотя далеко не все мамы хотят чтобы в туалет ребёнка сопровождал или даже менял памперс молодой человек.
У Антошки до этих пор было 4 тьютора. Первой мы были довольны , она была опытная и работала 2 учебных года с Антошей. Её потом перенаправили в другую школу. Жаль..
Вторая была скорее временно, пока подыскивали ,,постоянную,,. Она работала всего 2 месяца и однажды не уследила и Антошка сильно поранил руку, но это отдельная история...
Третья была полтора года, в принципе она человек старательный, ответственный и пунктуальный, что несомненный плюс. Но ,к сожалению, за полтора года к самому ребёнку она так и не смогла ,,найти ключик,, и со сложным поведением ей очень трудно было морально.
Учителя очень старались чтобы срослось, получилось , ,,объясняли,, ей аутизм и к примеру природу нежелательного поведения и как с этим справляться, но ,,химии ,, не случилось..
У Антошки нет агрессивного поведения в прямом смысле слова, он не толкается, не кусается, не бьёт. Поэтому тьюторы конечно охотнее соглашаются его сопровождать чем если бы это у него было..
У третьей ассистентки была скорее проблема с антошкиным негативизмом- в случаях , когда было пресыщение или усталость, он мог тянуть за одежду, за палец, отказывался куда-то зайти , убегал.
Но ещё раз повторюсь, учитель и лечебный педагог регулярно проводили с ней беседы и помогали найти стратегию ответного поведения и реакции. По их словам она не могла с этим справиться..
Особенности работы тьютором в коррекционной школе это не только найти ключик к ребёнку, но и с учителями быть в хороших рабочих отношениях, класс маленький, дети многие ,,сложные,, и от совместной работы там зависит многое.
Четвёртая ( крайняя) тьютер у Антошки это молодая девушка , которая хочет поступать в институт и работа тьютером для неё временная и возможность набраться опыта общения с ребёнком с особенностями развития.
Девушка сразу нашла к Антошке
,, ключик,, правда сама за 4 месяца работы очень часто и подолгу была на больничном...
( всё не слава богу!....)
Изначально было ясно, что она скоро поступит в институт и уйдёт, поэтому с мая мы были заняты поиском нового тьютора. Нашли. Начнёт работать с 1 сентября.
Продолжение следует...-))