Я очень люблю читать старые тексты. В них зачастую содержатся мысли и суждения, которые и сегодня выдаются разными бизнес-тренерами за что-то нетривиальное и поражающее воображение. Ощущение примерно такое: человек всю жизнь читал рассказы про шерлока холмса и думает, что это уникальные произведения. Однако, в какой-то момент ему попадается убийство на улице морг. И он понимает, что рассказы о Шерлоке - это не какое-то откровение.
Примерно то же самое у меня случилось, когда я узнал про Ибн Хальдуна. О нем не особо рассказывают в ВУЗах, и это наш обычный европоцентризм. Нам ближе Кант, Фома Аквинский, кто угодно. Из великих арабских ученых мы знаем разве что Авиценну и Аверроэса. Сегодня я хочу познакомить вас с таким мыслителем как Ибн Хальдун и показать, какой колоссальный вклад он внёс в становление социальных наук. И как сильно он опередил время. При том, что в Европе в том числе в России он практически неизвестен.
Пройдемся немного по биографии Ибн Хальдуна. Она известна достаточно хорошо по автобиографии, которую он оставил. Однако, остается достаточно большое количество вопросов, и источников не так много. Я опираюсь на введение к переводу работы “Мукаддима” от Франца Розенталя, там он довольно подробно пишет о биографии.
Итак, годы жизни Ибн Хальдуна - 1332-1406.
Родился в Тунисе. Его семья вела свой род от Хальдуна, который принимал активное участие в арабском завоевании Испании.
Затем семья (была одной из главных семей Испании) была вынуждена уехать из Испании, поселились в Северной Африке, многие занимали высокие должности. Отец Ибн Хальдуна был солдатом и занимал административные должности, однако оставил службу ради занятий теологией и правом.
В 1349 году родители умерли от чумы, которая добралась и до Северной Африки. Он занимается самообразованием: анализирует работы Аверроэса, штудирует комментарии к Корану. Соответственно, испытал влияние Аристотеля и иных мыслителей Древней Греции.
В возрасте 20 лет он получает должность в суде, затем занимается административной работой у Султана Марокко, женится. Затем по обвинению в участии в восстании он заключается в тюрьму. После отсидки он отправляется в Гранаду, где опять занимается административной работой. Участвует в заключении мирного соглашения с Педро первым Кастильским в Севилье. Педро очень благосклонно его принял и даже пригласил к себе на должность, но Ибн Хальдун дипломатично отказался.
Он продолжал работать в Гранаде, но интриганы настроили против него Ибн Аль-Хатиба, и он был вынужден вернуться в Северную Африку. Работал на разных административных должностях, нажил себе за время службы немало врагов.
Все это время он продолжал учиться и учить. И в 70-е годы решил сделать перерыв и написать монументальное сочинение об истории.
В 1377 году он пишет введение к своему масштабному труду по всемирной истории. И именно это введение в трех книгах обессмертило его имя: оно называется Муккадима.
Он был первым историком, который предпринял попытку применить к изучению истории научный подход. Со всеми оговорками, которые надо сделать. Впоследствии он странствовал и опять же занимал различные должности. Поселился в Каире, где преподавал, а также был судьей. Вел переговоры с Тамерланом и очень его впечатлил.
В следующем материале мы разберем идеи Ибн Хальдуна. Не забывайте подписываться!