Найти тему
Исторический музей

По залам Исторического музея. Залы 20 – 21.

Сегодня приглашаем Вас в виртуальное путешествие по залам № 20 – 21 постоянной экспозиции Исторического музея. Зал № 20 изначально носил название «Правление царя Бориса Годунова», а сейчас он посвящен русской культуре XVI – XVII вв. Мозаичный пол с геометрическим узором был выполнен в середине 1880-х гг., остальная художественная отделка проводилась в 1898 – 1903 гг. Пожалуй, самый впечатляющий элемент оформления этого зала – яркая декоративная роспись крестового свода. На каждой грани свода расположены стилизованные изображения цветов и плодов ананаса, символа богатства.

Из зала № 19 ведет расписной арочный проем, образцом для оформления которого послужил один из порталов Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, у стен которого погребены Борис Годунов и члены его семьи. Переход в зал № 21 и арочная ниша слева от него украшены рельефами, скопированными с Царь-пушки. Лепные карнизы зала выполнены по образцу фриза колокольни Ивана Великого, надстроенной в 1600 г. по указу Бориса Годунова.

Следующий зал, № 21, завершает собой постоянную экспозицию первого этажа музея. Исторически зал назывался «Эпоха смутного времени», но в наши дни его тематика расширена до «Внешней политики и вооруженных сил России в XVI – XVII вв.». Как и в предыдущем зале, отделка его интерьера проводилась в середине 1880-х гг. (были выполнены мозаичные полы, орнамент которых аналогичен мозаике зала № 20) и в 1898 – 1903 гг. Есть и другие сходства с рассмотренным до этого залом – карниз также вдохновлен оформлением колокольни Ивана Великого, а расписной портал с аркой, обрамляющий вход в зал, тоже копирует один из входов в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.

Цилиндрический свод зала покрывает золотистый растительный орнамент, напоминающий роскошную восточную парчу. Дубовая дверь, ведущая на лестницу второго этажа, обрамлена декоративным наличником, рельефный рисунок которого заимствован с резного деревянного подсвечника 1604 года из Дмитриевского собора во Владимире. Другие элементы интерьера связаны с эпохой Смуты: в зале представлена кованая железная дверь из села Пурех, вотчины князя Дмитрия Пожарского. Эта дверь является не только экспонатом, но и ведет в «приемную председателя» – интерьер этого помещения мы с Вами рассмотрим в следующих публикациях. Люстры в зале изготовлены по образцу паникадила из храма в селе Пурех, а подлинные паникадила хранятся в фонде металлов Исторического музея.

При оформлении зала в стенах были предусмотрены специальные ниши для пяти живописных полотен, которые могут видеть посетители Исторического музея и сегодня. Это картины начала XVII в., происходящие из Вишневецкого замка. Среди них – портреты Лжедмитрия I и Марины Мнишек, сцены венчания в Кракове, въезда в Москву и коронования. На картине «Обручение Марины Мнишек в Кракове» запечатлено событие, произошедшее 22 ноября 1605 г. – Марина Мнишек обручилась с послом Лжедмитрия I Афанасием Власьевым. Присутствовали при этом представители польского духовенства и дворянства, а также члены русского посольства. На полотне «Въезд Марины Мнишек в Москву. Коронация Марины Мнишек» представлены два сюжета. В левой части изображено пышное шествие свиты Марины Мнишек у крепостных стен города. Неизвестный польский художник изобразил Москву, разместив ее, однако, на фоне моря и гор. В правой части картины можно видеть коронацию Марины. Последнее из трех сюжетных полотен называется «Коронование Марины и Димитрия», оно посвящено коронации, состоявшейся в Успенском соборе Московского Кремля в 1606 г. Последний владелец замка киевский банкир И.А. Толли передал картины наследнику цесаревичу великому князю Александру Александровичу. В 1877 г. будущий император Александр III подарил их Историческому музею.

В 1936 году лепнина в зале была сбита, роспись забелена, а картины убраны в хранилище. Раскрытие живописи началось в середине 1980-х гг., одновременно с разработкой проекта по воссозданию лепного убранства. Реставрация зала проведена в конце 1980-х – начале 1990-х гг.