Найти тему
Что К чему

Неужели СССР победил бы Германию без ленд-лиза? Часть 1.

Оглавление
По морям, по волнам, перемога едет к нам.
По морям, по волнам, перемога едет к нам.

Добрый день, читатель!

Попалась мне отличная статья о ленд-лизе на ресурсе naked-science.ru за авторством Березина Александра. На мой взгляд, автор сумел взглянуть на эту избитую тему с оригинальной стороны и опроверг укоренившееся (не без влияния Википедии) мнение, будто без помощи США СССР не смог бы вести войну против Германии.

Автор разбирает тезисы основного апологета "антисоветской" точки зрения - Бориса Соколова, легшие в основу статей на эту тему в Википедии. Кстати, мне уже приходилось публиковать статью об этом "писателе", оказавшемся вдруг единственным автором энциклопедии (!!!) по истории ВОВ для детей, напечатанной уважаемым издательством "Аванта+". И вот теперь, неожиданно для меня, выясняется, что и такой глобальный медийный ресурс как Википедия, тоже не может обойтись без Бори Соколова при описании, в частности, ленд-лиза в СССР. Совпадение?

Но, теперь к делу. Оригинальная статья весьма пространна и затрагивает не только вопросы ленд-лиза. Меня же интересует сейчас только он. Поэтому пришлось сократить и переработать Березина.

Итак, перечислим основные тезисы Б.Соколова и его последователей.

1. Без англо-американских танков и самолетов Москву было не спасти.

Да и потом, якобы, без них было никак не обойтись. Всего же поставки этой техники составили примерно 17 тыс. боевых самолетов и 12,2 тыс. танков и самоходок.

Немало, конечно. Но как это смотрится в сравнении со статистикой по видам основной боевой техники в книге Г.Ф.Кривошеева "Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил, М., 2001."?:

-2

Как можно видеть, даже после провального 1941 года в действующей армии находилось 2,2 тыс. танков. А в резерве - 7,7 тысяч штук! Что могли здесь решить всего 466 английских танка, поставленных к концу 1941 года?

Вполне очевидно, что главной проблемой бронетанковых войск РККА был не дефицит танков, а нехватка обученных экипажей. Но, как раз экипажи по ленд-лизу не поставлялись! Возможно, были также проблемы с горючим, БК и запчастями, но, тем не менее, собственных танков СССР вполне хватало всю войну. А вот экипажи также всю войну лихорадочно обучались по ускоренной программе. Все просто - подготовка танкового экипажа занимает несопоставимо больше времени, чем изготовление танка.

Примерно так же обстояли дела и с авиацией. Но тут есть интересный момент, на который обращает внимание Березин: Значительная часть прибывших по ленд-лизу самолетов на германский фронт вообще не попала. Например, P-63 Kingcobra – самый продвинутый истребитель из поставлявшихся в СССР в заметных количествах – начал поступать в нашу страну в первой половине 1944 года. Но попадал он в ПВО крупных городов, которым к тому времени уже ничто не угрожало. Получается, 2,4 тыс. лучших ленд-лизовских истребителей нужны были Москве совсем не для войны с Германией?!

2. Американцы дали СССР порох и взрывчатку.

Здесь все свидетели "святого ленд-лиза", включая и Б.Соколова, цитируют самого Жукова:

Мы были бы в тяжелом положении без американских порохов, мы не смогли бы выпускать такое количество боеприпасов, которое нам было необходимо.

Казалось бы - не поспоришь! Однако, что понимал Жуков под "тяжелым положением" и какое количество боеприпасов он считал "необходимым"? Тут все не так однозначно и в дальнейшем мы к этому вернемся.

Кроме того, Г.К.Жуков не занимался военной промышленностью и не мог знать некоторых важных деталей. Например, того, что в январе 1942 года, когда Жуков изо всех сил выбивал у Ставки снаряды для Западного фронта, их имелось на складах около 40 миллионов штук. Проблема была в полумертвой логистике, а не в отсутствии снарядов.

Но вернемся к порохам. Б.Соколов оценивает производство взрывчатки и порохов в СССР за 1941-1945 годы в 600 тысяч тонн, а поставки из-за рубежа – примерно в 300 тысяч тонн. Выходит, треть взрывчатки и порохов у Красной армии были импортными! Однако, он не учел довоенный запас и расход произведенных боеприпасов, а это весьма интересные цифры.

Советский ВПК в годы войны дал армии 775,6 миллиона снарядов и артиллерийских мин. Плюс, к началу войны было произведено 88 миллионов снарядов и артмин. Расход же составил 427 миллионов снарядов и артмин. Половина от произведенного!

Изготовлено было также 21,4 миллиарда патронов (плюс довоенный запас 7,6 миллиарда патронов) и 1,15 миллиона тонн авиабомб. Однако, израсходовать армия смогла 17 миллиардов патронов, и только 0,7 миллиона тонн бомб. Опять половина!

Все остальное, т.е. почти половина произведенного, к маю 1945 оказалось на складе! К 1945 году СССР имел в запасе почти столько же снарядов, сколько потратил за всю войну. Т.е. пресловутый ленд-лиз, фигурально выражаясь, работал, в основном, на склады. Без этих поставок СССР просто имел бы к концу войны не гигантские запасы снарядов, мин, бомб и патронов, а всего лишь крупные. А теперь, в свете новых знаний, перечитайте приведенную выше фразу Жукова. Уверен, она заиграет совсем другими красками.

3. Тезис третий - бензиновый.

Б.Соколов, а вместе с ним и Википедия, признают, что СССР за годы войны произвел 5,5 млн. т авиабензина. Но при этом считают, что почти весь этот бензин произведен при помощи смешивания  с импортными поставками, которые составили 2,6 млн. т - около половины! А отсюда простой вывод - советские ВВС без ленд-лиза осуществили бы вдвое меньше вылетов. Или вообще не смогли бы летать на ужасном советском бензине. Считай -  война проиграна! Но, как и в остальных случаях по теме ленд-лиза, здесь просто не учтены некоторые тонкости и расход бензина в ходе войны.

Забегая вперед - СССР за всю войну израсходовал всего лишь 1,3 млн. т авиабензина. Включая и американский, и советский, и смешанный. А произвел, как написано выше, - 5,5 млн.т. Довоенный запас уже не будем учитывать. Очевидно, что даже вообще без ленд-лиза советским ВВС вполне хватило бы собственного бензина, ведь половина от 5,5 - это 2,75 млн. тонн родных марок бензина Б-70, Б-74 и Б-78! Рекомендованных производителем для всех советских авиадвигателей. Да, они скромнее импортного бензина и часть советских самолетов летала бы похуже, чем на Б-95, но все равно летала бы!

Кому интересно, дам подробный доклад по бензинам. Кому нет, смело пропускайте нижеследующий абзац.

Итак, по мысли Б.Соколова импортные авиабензин и "светлые фракции" почти целиком использовались для смешивания с советским бензином. На самом же деле "бодяжили" только светлые фракции. А американский авиабензин (Б-95 и Б-100) использовался как есть, без смешивания с советским. Ведь 17 тыс. импортных самолетов, в том числе двухмоторных, не могли летать на советском бензине, даже разведенном американским. А советские самолеты, в свою очередь, вполне обходились отечественным бензином, что тоже вполне очевидно. Но для улучшения характеристик отечественных  моторов советский низкооктановый бензин Б-70 смешивали с так называемыми "светлыми бензиновыми фракциями", поставляемыми по ленд-лизу. И получали бензин Б-95, на уровне американского. Какова его доля в "общем балансе" мне неизвестно. Но и чистый, неразведенный Б-70 составил 25 % от общего количества горючего в 1,3 млн. т, сожженного советскими ВВС.

Да, читатель может сказать, что 25% советского бензина в общем балансе - это приговор советской промышленности, и США всех спасли. Но это - ошибка. Ведь сверх того значительная часть Б-70 ушла на "бодяжный" Б-95. А были еще и советские бензины Б-74 и Б-78, проходившие в статистике как высокооктановые, и числились совместно с импортными авиабензинами. Таким образом, общая доля советского бензина в общем произведенном объеме, на самом деле, гораздо выше 25 %  и достигает примерно те самые 50% от общего производства. Как бы тоже маловато, верно? Но, опять подчеркну, надо учитывать расход, а он все ставит на свои места.

4. Функционирование советского железнодорожного транспорта было бы невозможно без ленд-лиза.

Данное заключению основано на паре цифр. А именно - количество поставленных из США рельсов (622 тысячи тонн) и локомотивов (1977 штук) и сравнения их с производством в СССР в годы войны. И тогда действительно, почти половина новых рельсов была представлена импортными, а среди паровозов вообще большинство поступили по ленд-лизу.

Однако, суть в том, что к числу произведенных во время войны собственных рельсов нужно прибавить число разобранных и направленных на военные нужды рельсов со всей страны . И тогда выяснится неожиданное -  из 25 710 км рельсов, уложенных военными железнодорожниками за всю войну, 21 682 км (84,4%) изыскано войсками на месте или получено из разобранных путей вне зоны боевых действий. А из лендлизовских рельсов можно было бы уложить всего 6222 км одноколейки. Но, как мы видим, их уложили не все, а в лучшем случае 25710-21682 = 4028 км. Короче говоря, к концу войны в распоряжении СССР, помимо импорта, осталось еще около 0,5 млн.т новых советских рельсов.

Теперь паровозы. С ними вообще конфуз вышел. Википедия с Б.Соколовым просто забыли, что в 1939-1940 годах, во время присоединения Прибалтики, занятия Западной Украины и Белоруссии СССР получил 7,8 тысяч трофейных паровозов – то есть вчетверо больше, чем получил по ленд-лизу. А всего паровозов в стране перед войной было больше 27,9 тысяч – в 14 раз больше, чем поставлено по ленд-лизу.

Потери паровозов в войне были относительно небольшими — 1990 отечественных и 1318 трофейных. Все, кроме 251 штуки, удалось восстановить – то есть, по итогам войны паровозный парк даже увеличился!

И здесь тоже более чем очевидно, что советские железные дороги вполне выжили бы вообще без ленд-лиза.

Продолжение следует...

На очереди тезисы про тушенку и откровения Сталина в Тегеране.