18 августа 1782 года в Санкт-Петербурге открыли памятник основателю Российской Империи – Петру Первому. Дата открытия была отнюдь не случайной –отмечали столетие восшествия Петра на царский престол (1682 г.). Скульптор Этьен Фальконе, был рекомендован Екатерине Второй философом Дени Дидро, с которым Екатерина вела переписку.
Памятник полон аллегорий. Конь Петра на крутой скале и скала эта по замыслу скульптора является символом трудностей, которые пришлось преодолеть Петру. Стремительный конь, застывший в своём великолепном движении, символизирует порывистую стремительность характера и деяний Петра. Одет Пётр в простую и лёгкую одежду, подобно древним героям Эллады и Рима. На голове его венок, коим увенчивались императоры и полководцы за славные свои дела. Пётр опоясан мечом, но здесь в своей столице, ему нет необходимости обнажать меч. Пётр также не держит в руках жезла или каких-либо других символов государственной власти – протянутая рука символизирует его самодержавное правление над страной. Ногами конь попирает змею – символ побеждённых внешних врагов внутригосударственных предателей.
Занимательный сам по себе постамент – огромный гранитный “Гром-Камень”, весивший 2000 тонн. Было необходимо перетащить эту скалу до финского залива, где был сооружено специальное плавсредство для переправы в Санкт-Петербург. Во избежание просадок грунта перетаскивать решили зимой. Транспортировка камня по суше заняла полгода, преодолев за это время расстояние около 8 километров. Для сухопутной транспортировки было задействовано не менее 400 рабочих. Для погрузки камня на плавсредство и последующей его выгрузки сооружались специальные пристани.
Екатерина принимала личное активное участие в согласовании общих эскизов памятника, его мельчайших деталей, а даже и в определении форм камня. В числе прочего именно она настояла на том, чтобы камень не обтёсывали до гладкого состояния, а оставили ему как можно более природную, “дикую” форму. Этьен Фальконе трижды предлагал эскиз головы памятника, но Екатерина никак не принимала его варианты. В конце концов Екатерине показали вариант ученицы и помощницы Фальконе – Мари-Анн Колло и эскиз императрице понравился. Змей, которого попирает лошадь был создан скульптором Ф. Гордеевым. Большинство читателей конечно-же знают, что медным Пётр стал только с лёгкой руки А.С.Пушкина. На самом же деле памятник отлит из бронзы.
Сам по себе величественный памятник на огромном, диком постаменте которого по обе стороны красовались надписи “Петру Первому Екатерина Вторая” на русском и латинском языках символизировал особую преемственность. Петр был Первый! Она – Вторая! Именно так должны были запомнить потомки! Именно так они и запомнили!