Однажды Лия уже подходила к дому Валентины Тихоновны, когда её окликнули.
- Вы к Валентине Тихоновне? - спросила уже довольно не молодая женщина, которую Лия уже встречала у Валентины Тихоновны.
- Да, я иду к ней, - ответила Лия.
- Тогда я зайду к ней позже, а пока к сыну зайду, он тут неподалёку живёт. Скажите ей, что я зайду сегодня.
- Как вас представить?
- Да она сразу догадается, ведь никто кроме меня её не навещает. Мы коллеги, вместе работали в училище, она была моей наставницей, - ответила женщина.
- Валентина Тихоновна в училище работала? - поинтересовалась Лия, - Преподавала?
- В училище. В кулинарном. И преподавала, но главное была старшим мастером, руководила мастерами производственного обучения. Это высокая должность, отвечала за практические занятия учащихся. Ох, и доставалось ей! Не любили её в училище. Ни сотрудники, ни учащиеся, ни руководство. Никто не любил за редким исключением и все ей плохого желали. Вот и нажелали… Всё у неё плохо.
- За что же её так не любили? - спросила Лия.
- Слишком строгая была. Сама работала, себя не жалея и от подчинённых требовала то же самое. А кто же работать хочет, когда есть возможность домой сбегать да обед приготовить? Все этой возможностью пользуются, а она наказывает и премии лишает. Учащиеся на практику закрепляются за разными кафе и столовыми, а задача мастеров производственного обучения сводится к контролю за их работой там. Вот они и едут в столовки. А можно и не ехать, а домой отправляться и лишь к вечеру в училище заявляться. Почти все пользуются, а она контроль жёсткий установила. Разъезжает по городу, контролирует. Не нравится это мастерам.
Контролировать трудно, всё не объездишь. Так она свои лаборатории открыла и там мастера учат готовить разные блюда по программе. Тут уж с группой надо быть, не отлучишься. Саботаж устраивали, то одного продукта нет, то другого. А Валентина Тихоновна эти продукты почти из-под земли доставала и хочешь-не хочешь, приходилось вести занятия.
Злые все были. Всё ей больно норовили сделать. Да только Валентина Тихоновна свою линию гнула и никаких никому поблажек не давала .
Её не только не любили, но и боялись. Хотя, не только строгая и требовательная была, но и справедливая. Таким трудно живётся.
Как-то посодействовала Валентина Тихоновна, чтобы на работу в училище физкультурником взяли её мужа. Он был слишком интересгым мужчиной, все и засмотрелись, коллектив женский и много одиноких. Увидела Валентина Тихоновна внимание к нему и прямо на педсовете предупредила: «Это мой мужчина! Будите заглядываться, волосы оборву!»
Ещё как помогло! Знали, способна на это.
Однажды дошло до того, что кто-то позвонил директору и сказал, что дочь Валентины Тихоновны попала под машину и скончалась на месте. Надеялись, что директор сообщит ей, а он вначале позвонил на базу отдыха, где проходила практику Вита. А Вита там, и ни в какую аварию не попадала.
- А учащиеся почему не любили? Она плохо преподавала? - поинтересовалась Лия.
- Она была отличным преподавателем и отличным кондитером. Просто виртуоз в своём деле! Сама лично свой кабинет оформляла и он был лучший в училище. Всё умела и всё доделывала до конца, за что бралась. А учащиеся не любили потому что не прощала не знаний и не умений, требовательная была. И её тройка была равна четвёрке и пятёрке других преподавателей. Таких не любят.
А руководство не любило, потому что работать и думать об учащихся и сотрудниках их заставляла.
Помню, как радовались все, что ей пора пришла на пенсию идти. А она не собиралась. Но тут в декретный отпуск пришлось уходить на радость всем. Больше в училище она не вернулась. У Саши ДЦП был, намучилась с ней. Но на ноги поставила.
Много хорошего и для других делала. Не ценили.
А я считаю её хорошим и честным человеком. Говорила ей не надо строгость всем свою показывать, так легче жить будет. Нет, она неисправима.
Трудно жилось ей. А тут ещё и мать болела, лежачей была. Говорила, что поставила бы мать на ноги, но боится, что уйдёт и не найти будет её. Деменция дело серьёзное.
- Но ухаживала она за матерью очень хорошо, я знаю, мать была моей подопечной в то время.
- Тогда вы, наверное, и историю с гробом знаете?
- Ага, знаю, - подтвердила Лия и вспомнила, как однажды во время приступа, вызванный доктор сказал, что ждите, мол, сегодня-завтра уйдёт... А было лето, жара… Вот Валентина Тихоновна и начала готовиться. Заказала гроб. Его привезли и простоял он в сарае пять лет. Мать никуда не собиралась. Она всего лишь три года не дожила до столетия.
Они ещё долго стояли, Лия много узнала о своей подопечной. Потом Лия пошла к Валентине Тихоновне. Как всегда дверь была открыта. Она вошла, принесённые продукты поставила в холодильник и начала заниматься подопечной и её внуком Владиком. Лия была занята и не обратила внимание на то, что муж Саши всё принесённое унёс в свою комнату. Когда дело дошло до приготовления кашки для малыша, молока в холодильнике не было. Не было и ничего другого. Лия хотела зайти к этим бессовестным и безответственным родителям, но дверь к ним была закрыта и на стук они не отзывались.
«Как же так? Ведь купила я эти продукты не для них» - думала Лия и решила дождаться бывшую коллегу Валентины Тихоновны, чтобы подумать, как действовать.
А через месяц Валентина Тихоновна заключила договор ренты с одинокой женщиной Светой. По условиям договора квартира, которую Валентина Тихоновна хотела продать, переходила в собственность Светы, а Света должна была ухаживать за свой счёт за Валентиной Тихоновной до последних дней её жизни.
Валентина Тихоновна вместе с маленьким внуком переселились в ту квартиру. Квартира хотя и очень маленькая, но жить ей стало намного удобней. И всё, как вроде бы, было хорошо, Света выполняла свои обязательства, но Валентине Тихоновне много лет и что будет с мальчиком потом?
Света полюбила Владика и ей хотелось бы усыновить его. Это был бы хороший вариант для мальчика, но удастся ли?
Вопрос открыт.
Благодарю всех Читателей за интерес к этой истории.
Другие истории из цикла "Записка соцработника"
История №14 "Неправильная старуха"
История №19 "Дом престарелых на все сто!"