Найти тему
Американский вопрос

Как американские капиталисты большевикам социализм строить помогали

Ленин объясняет рабочим, что при капитализме человек эксплуатирует человека, а при социализме - наоборот.
Ленин объясняет рабочим, что при капитализме человек эксплуатирует человека, а при социализме - наоборот.

Часть 1. Кто такой Фредерик Уинслоу Тейлор и чем он увлек тов. Ленина и тов. Троцкого?

Весной 1918 года, когда молодая Советская республика оказалась в кольце врагов, экономика была полностью дезорганизована, а проф. Преображенский еще не подобрал с промерзлой улицы голодного Шарика, Ленин в своей работе «Очередные задачи Советской власти» писал:

«На очередь надо поставить, практически применить и испытать сдельную плату, применение многого, что есть научного и прогрессивного в системе Тейлора, соразмерение заработка с общими итогами выработки продукта или эксплуатационных результатов железнодорожного и водного транспорта и т. д., и т. п.

Учиться работать — эту задачу Советская власть должна поставить перед народом во всем ее объеме. Последнее слово капитализма в этом отношении, система Тейлора, — как и все прогрессы капитализма, — соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших систем учета и контроля и т. д. Советская республика во что бы то ни стало должна перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой области. Осуществимость социализма определится именно нашими успехами в сочетании Советской власти и советской организации управления с новейшим прогрессом капитализма. Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систематическое испытание и приспособление ее».

Кто хочет вспомнить молодые годы и полностью проштудировать работу вождя может пройти по указанной выше ссылке.

Однако, перейдем к американцу, упомянутому Лениным. Вряд ли в истории найдется другая личность, оказавшая такое же огромное влияние на науку управления как Фредерик Уинслоу Тэйлор (1856-1915).

-2

С чего все началось? В 1866 году на собрании Американского общества инженеров-механиков выступил с докладом бизнесмен Г. Таун, который впервые в мире заговорил о необходимости применения научно обоснованных систем управления на производстве. Эти идеи увлекли присутствовавшего на собрании 20-летнего инженера-механика Фредерика Тэйлора, который в 1898-1901 годах, работая в сталелитейной компании, поставил первую серию экспериментов по внедрению научной организации труда (scientific management).

Суть их заключалась в том, что Тейлор при помощи секундомера засекал время, затрачиваемое на различные элементы процесса подрезки чугунных чушек, выполняемого самыми квалифицированными рабочими. При этом экспериментатор тщательно проанализировал движения рабочих при выполнении каждого элемента и определил, какие движения можно устранить, какие ускорить, а какие изменить, сэкономив тем самым время.

Затем Тейлор рассчитал средние нормы, которые были распространены уже на всех рабочих завода (капиталисты аплодируют стоя!).

В итоге производительность труда выросла более чем в три раза, а зарплата - в полтора.

Тейлор провел несколько десятков тысяч экспериментов и установил двенадцать независимых факторов (переменных), влияющих на конечный результат.

Кроме того, Тейлор составил карты-инструкции, по которым рабочим предписывалось выполнять технологические операции.

Система Тейлора позволила предпринимателям сократить потребность в рабочей силе, что естественно вызвало бурю недовольства в рабочей среде вплоть до угроз физической расправы над рационализатором.

Дело даже дошло до Конгресса США, который назначил специальную комиссию по изучению системы Тейлора.

Тейлор поспешил “гуманизировать” свою систему и постулировал, что рост благосостояния (well-being) предпринимателей невозможен без благосостояния рабочих.

В итоге Тейлор разработал четыре основых принципа научной организации труда:

1. Администрация должна отказаться от старой системы управления производством и разработать новые, строго научные эффективные методы для каждого вида деятельности на предприятии.

2. Администрация должна (опять же на научной основе) производить тщательный отбор рабочих и обучать их конкретной специальности, что раньше не практиковалось.

3. Администрация должна наладить доверительные отношения с рабочими так, чтобы разработанная в теории научная система труда могла быть эффективно внедрена на практике.

4. Должно быть установлено справедливое, равномерное распределение ответственности за результаты производства между администрацией и рабочими. Раньше почти вся ответственность возлагалась на рабочих.

И самое главное: Тейлор разработал систему сдельной оплаты, в соответствии с которой труд рабочих, перевыполнявших норму, оплачивался по повышенной ставке. Справедливости ради, надо отметить, что невыполнивших норму рабочих штрафовали и довольно серьезно.

Таким образом, Тейлор первым разработал научную систему пряника и кнута. Причем, в итоге пряник стал играть гораздо большую роль, чем кнут.

Как бы там ни было, но основную массу американских рабочих такая система стимулировала к более эффективному труду и освоению новых навыков. Критики же тейлоризма утверждали, что Тейлор низводил рабочего до придатка машины и не учитывал индивидуальных различий.
Однако, у самого Тейлора читаем:

«Крупнейшей проблемой при переходе к новой системе управления является необходимость полнейшей революции в моральном укладе».

«Научное управление не может существовать, если не произойдет полной революции в психологии рабочих, в их осознании долга по отношению как к самим себе, так и к своим хозяевам, и такой же революции, в свою очередь, в психологии хозяев по отношению как к самим себе, так и к своим рабочим».

В ответ на обвинение, что его система превращает рабочего в бездушный автомат, лишенный творческой инициативы, Тейлор утверждал:

«Когда вы достигнете наивысшей ступени знания в нашем искусстве, тогда изобрета"йте, но изобретайте лучшее, а не худшее - вот в точности то же, что мы говорим своим рабочим при системе научного управления».

«При новом типе сотрудничества, при научном управлении всегда само собой подразумевается, что каждый отдельный рабочий может во всякое время обратить внимание администрации на то, что тот или иной элемент в управлении неправилен и подлежит исправлению - и этому протесту будет немедленно уделено должное внимание»

Несмотря на продолжающуюся критику как слева, так и справа, идеи Тейлора были подхвачены предпринимателями во многих индустриально развитых странах Европы.

В 1920-х тейлоризм увлек и партийную верхушку Советской России, где труды американца были переведены и изданы приличным тиражом.

"Демон революции" - Лев Троцкий
"Демон революции" - Лев Троцкий

Л. Троцкий в своем докладе «Основные задачи и трудности хозяйственного строительства» так описывал положение в экономике страны в январе 1920 года:

«…линии развития нашего хозяйства направлены во всех областях к нулю, так что если для одной отрасли нужен год, чтобы дойти до нуля, другой нужно полтора и т. д., но общее направление нашего хозяйственного развития во всех областях с известной небольшой высоты опускается к нулю».

Далее Лев Давыдыч объяснил, что состояние рабочего класса хуже некуда, но приободрил приунывших партийцев, рассказав о том, что в Россию уже приехал крупный американский специалист-тейлорист Кили, который «молча поправит всё» (жирный курсив мой):

«Возьмем область рабочей силы. Здесь, пожалуй, положение наиболее тяжкое. Рабочая сила совершенно дезорганизована. Она разрушена, дезорганизована, растаскана не злой волей, а всем ходом революции. Лучшие элементы рабочего класса были брошены в административную советскую работу и в армию, затем многие ушли просто в деревню. Наиболее драгоценный для нас слой, наиболее квалифицированный, интеллигентный, развитой, энергичный, в связи с основными причинами, продовольственными, топливными, понизился в количестве дьявольским образом и почти оттеснен от производительного труда.

Американский инженер Кили, тейлорист, который приехал для тейлоризации нашего хозяйства, надеясь на то, что национализированное хозяйство будет служить благоприятной базой для тейлоризации, для ее научного разумного построения, рисует сейчас состояние нашей промышленности в самых мрачных красках
. По его расчету, прогулы занимают около 50%, а общий расход энергии рабочего на добывание продовольствия он исчисляет в 80%, а 20% остается на чисто производительную работу. Я этих данных не проверял, но Кили - это человек, который пользуется полным доверием в Америке, который добровольно приехал к нам, чтобы оказать содействие, его все считают безусловно честным и преданным человеком. Он считается в Америке большим авторитетом в области производства. … Тов. Ломоносов, который пользуется большим авторитетом в области железнодорожного дела, теоретик, специалист, сочувствующий нашей партии, прибывший из Америки вместе с Кили, сейчас взялся за дело».

В общем логика понятна: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». А затем пригласим товарищей Кили и Ломоносова, чтобы они разобрались с прогулами всё нам организовали (тейлоризировали).

Тем, кто не в курсе. тов. Троцкий объяснил, что такое система Тейлора:

«Что такое тейлоризм? С одной стороны, это утонченная форма эксплуатации рабочей силы, самая беспощадная, когда каждое движение, каждое дыхание рассчитано и подстерегается приказчиками капитала, чтобы это дыхание превратить в прибыль. С другой стороны, это система разумного и точного расходования человеческой силы, участвующей в производстве. Тут ученый наблюдает за рабочим, замечает движения его, целесообразные и нецелесообразные, и выводит тип движения наиболее целесообразного.
Эту сторону тейлоризма социалистический хозяин должен усвоить целиком».

Надо признать, что доклад Троцкого очень любопытный – рекомендую ознакомиться тем, кто интересуется историей СССР.

Итак, тейлоризм получил мощную поддержку не только в партийных верхах, но и среди ученых и хозяйственников. В Советской России идеи американца трансформировались в то, что получило название «научная организация труда» (НОТ). Уже к 1925 г. в СССР действовала почти сотня различных научных учреждений и организаций, объединявших сторонников НОТ. Издавалась масса журналов, в которых пропагандировались теория и практика НОТ: «Хозяйство и управление», «Голос работника», «Вопросы организации управления», «Время», «Вопросы советского хозяйства и управления» и др.

Идеи НОТ стали активно внедряться на предприятиях Москвы, Ленинграда и других крупных городов.

Примечательно, что принципы Тейлора не просто слепо копировались – на их основе советские специалисты активнейшим образом развивали новые дисциплины: профессиональную психодиагностику, психогигиену, эргономику и прочие.

Стоит отдельно рассказать о российском революционере и ученом, родоначальнике советской системы НОТ Алексее Капитоновиче Гастеве (1882-1939), который в 1921 году создал и возглавил Центральный институт труда (ЦИТ).

Алексей Капитонович Гастев
Алексей Капитонович Гастев

За несколько лет институт разработал целый ряд методик обучения кадров, подготовил 500 тысяч квалифицированных рабочих и внедрил передовые системы управления на предприятиях.

При этом Гастев пошел дальше Тейлора в развитии человеческого фактора. В своей книге «Как надо работать» Гастев указывал на необходимость прививать культуру труда, которая, по его мнению, у большинства советских граждан отсутствовала.

«Почему немец работает лучше русского? «Отгадка», вытекающая из десятков откликов читателей и коллективных обсуждений, материалы которых печатались в «Правде» и в цитовском журнале «Организация труда», сводилась к тому, что «немец», не знающий слова «НОТ», обладает тем, что автоматически обеспечивает ему рассчитанную организацию работы, — трудовой культурой. А нашему рабочему её надо ещё прививать. Именно прививать, а не проповедовать! Ибо культура в цитовском понимании — это не «начитанность», а сноровка, и воспитывается она не агитацией, а тренажем».

Читаем также у Гастева:

«Можно из восьми часов – четыре отдыхать и чувствовать себя разбитым, можно из восьми часов – только два отдыхать и не быть усталым. Все зависит от того как распределить отдыхи».

Вот вам и советский time management в 1920-е годы!

«Когда работа нейдет – не хватайся за папиросу, лучше вздохни поглубже. Нужно будет вспомнить золотое правило о ровной работе, об отдыхах и взять себя в руки таким образом: начать работу снова, совершенно не торопясь, совершенно точно проделывая все приемы работы, постоянно оглядываясь на работу хладнокровно, отдыхая; вы победите тогда все трудности. Надо быть жестко уверенным в том, что работа проводится хорошо, отчетливо, и тогда человек, несомненно, в себя поверит, работу будет исполнять со свободным мужеством и работу победит. Вот так и надо запомнить, что если другой человек, или ты сам при неудаче вполне естественно начинаешь торопиться и гнаться, го надо немедленно же себе или другому сказать: «тише! ровный ход!», и тогда работа пойдет».

Чем не психогигиена труда?

«Нужно обязательно перед всяким окончанием работы остановиться работать, все основательно прибрать, расположить в порядке, инструменты положить в сохранное место, станки или рабочее место вытереть, прибрать и вычистить. Иначе, что же будет на другой день? Вы пришли на работу; станок за ночь заржавел, инструмент завален, его не найдешь, налево тряпка, направо крошки, прямо у тебя под носом стружки вместе с корками. Как же это повлияет на работника? Да вот как: ему захочется плюнуть, а не работать».

Памятка рабочему, разработанная ЦИТ
Памятка рабочему, разработанная ЦИТ

К сожалению, в одной статье невозможно охватить всю деятельность такого незаурядного человека, как Гастев. Приведу лишь несколько его цитат, свидетельствующих о том, что в 1920-е годы хозяйственный партактив СССР и значительная часть интеллигенции, вдохновленные идеями Тейлора, Форда и Эдисона, с энтузиазмом взялись за решение грандиозной задачи по преврашению Советской России, а впоследствии СССР, в «социалистическую Америку»:

«Машинные романтики, которые носили в себе не производителя, а потребителя этой машины, нас называли примитивистами. Они говорили, — «Куда вы идете?.. Надо вести курс на Америку, надо вести курс на самое совершенное производство». — И мы им отвечали, — именно курс на это. И все дело в этом курсе, а вовсе не в том, чтобы получить готовую машину и с зарядкой потребителя при первом случае ее испортить, а не усовершенствовать.

Мы говорили, что у нас не только курс на Америку, но курс на совершенно новую страну, которая возьмет все то, что есть в Америке, и приложит это в тех тяжелых, нищенских условиях, в каких находится наша революционная страна».

«Мы очень много говорим об американизме, а между тем американизм должен характеризоваться вовсе не изысканным образованием, а прежде всего неизбывной энергией. Все великие американские изобретатели и дельцы вовсе не были людьми, получившими высшее или даже среднее образование. Они были энергичными самородками, которые могли в любом брошенном вагоне или же просто в пустыре сделать изобретение — и им победить. Очевидно, тот тип культурного человека, который нам придется создавать в унисон с развертывающимся хозяйством, будет характеризоваться не теми чертами, которые интересовали старую русскую, — начитанную, но неряшливую интеллигенцию».

«… мы смеем думать, что в структурном отношении мы будем иметь плюс в сравнении с американцами, которые все же имеют старый госаппарат с его структурными «идиотизмами», которые даже американские нотовцы не смеют тревожить из уважения к традициям министерств, Штатов и губернаторов.

Мы молодая революционная страна, и нам многое суждено писать на голой доске».

Таким образом, лозунг «Догнать и перегнать Америку» появился, по сути, еще в 1920-е годы, однако уже в начале 1930-х развитие идей НОТ было свернуто, исследовательские организации и центры прикрыты, а многие руководители репрессированы. Гастев, награжденный в 1926 году орденом Трудового Красного Знамени «за исключительную энергию и преданность делу» в 1938 году был арестован НКВД, а в 1939 году расстрелян.

В 1960-х в СССР снова вспомнили про НОТ, стали много говорить о материальном стимулировании работников, о вреде уравниловки и необходимости дифференциации оплаты. Труды Тейлора и его советских последователей были переизданы, однако прогрессивные идеи НОТ не смогли заменить собой административно-командную систему управления советской экономикой.

Леонид Ильич интересуется у работницы пиво-безалкогольного комбината, читала ли она труды Тейлора.
Леонид Ильич интересуется у работницы пиво-безалкогольного комбината, читала ли она труды Тейлора.

О значении идей Тейлора и Гастева говорит следующий факт. В 1930-е годы японцы создали институт по изучению опыта советской индустриализации. Ученые института выписывали огромное количество советской периодики, посвященной НОТ. Статьи переводились на японский и тщательно изучались, а идеи Гастева и еще одного известного советского нотовца Осипа Ерманского (1867-1941), родоначальника психофизиологической концепции для управления производством, были творчески переработаны и внедрены в японских компаниях.

А как умеют работать японцы, мы все знаем.

Продолжение следует.

#историяссср #тейлоризм #менеджмент #теорияуправления #сссрисша