Найти в Дзене
СевЮр

Регламент ГИБДД 2023 - "присаживайтесь в патрульный автомобиль" (разбор) ч. 2

И так, ранее мы рассказали о некоторых интересных изменениях для сотрудников ГИБДД и автолюбителей, почитать первую часть, можно тут.

Продолжим:

И так, полномочия сотрудника ГИБДД, в части требования "выйти из машины" или "пройдемте в патрульный автомобиль" также закреплены в перечни оснований:

Согласно ст. 53.1 Регламента, сотрудник ГИБДД вправе потребовать участника дорожного движения выйти из транспортного средства в следующих случаях:

  • Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, при пресечении преступления, преследовании лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении;
  • Доставление, административного задержания, отстранения от управления транспортным средством, задержания транспортного средства, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства и груза, применения (обеспечения) процессуальных и иных действий по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
  • наличие достаточных оснований полагать, что водитель находиться в состоянии опьянения (запах алкоголя изо рта, и (или) неустойчивость позы, и (или) нарушение речи, и (или) резкое изменение окраса кожных покровов лица, и (или) его поведение не соответствует обстановке).
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

И так, выше исчерпывающий перечень оснований, при которых инспектор имеет право требовать Вас выйти из машины.

В глаза бросается изменение в части признаков опьянения, ранее для заявления такого требования, необходимо было отстранение от управления транспортным средством, тут мы считаем изменения положительными.

Таким образом, кроме пьянки, вы имеете право оставаться в своем автомобиле, хоть в дождь, хоть в солнце, инспектор обязан составлять протокол в вашем присутствии, все остальное его проблемы и неудобства - не стоит выходить из своей зоны комфорта.

Но законодатель не мог нас не путать, а теперь смотрим следующую статью:

Согласно ст. 54.1 Сотрудник ГИБДД вправе предложить участнику дорожного движения, выйти из транспортного средства в случаях:

Ключевое "предложить", напомню, что существует ответственность, за отказ в выполнении законного требования сотрудника полиции, но ответственность возникает именно за "требование" которое не находит компромисса, отказать в просьбе вы имете право.

  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
К примеру: часто инспекторы останавливают водителей и предлагают присутствовать понятыми, участвовать в этом право человека, но не обязанность, поэтому сотрудник может только предложить, но не требовать.
  • при болезни или утомлении состояния водителя, ставящему под угрозу безопасность движения
Согласно пункта 2.7. правил дорожного движения, кроме очевидных запретов в виде управления транспортным средством в состоянии опьянения, также есть и другие, из них:
Управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха
Управлять транспортным средством в в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
Но есть компромисс, если не требуется составление протокола и эвакуации транспортного средства, водитель может остаться в своем автомобиле и к примеру: поспать. Но учтите, что инспектор может и не предлагать выйти из автомобиля, но заявит требование о запрете дальнейшего передвижения.
  • для проведения осмотра транспортного средства и груза при подозрении, что они используются в противоправных целях;
А вот тут возникает определенная коллизия, которая не содержит уточнений и разъяснений, в статье 53.1 и 54.1 содержится одно и тоже основание при которых сотрудник полиции может заявить как требование так и просьбу, так о чем идет речь.
Наше мнение следующее: данные статьи относятся к "участникам дорожного движения" так вот:
Согласно пункта 1.2. правил дорожного движения "участник дорожного движения" это: лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Исходя из такой трактовки, инспектор волен выбирать, в случае если для проведения осмотра необходимо и бескомпромиссно участие водителя или пассажира, тогда он заявляет требование, если нет, но существуют менее веские причины которые можно удовлетворить и без, скажем, пассажира, то просьба.
Кроме того, в первой статье сказано о "Досмотре" в другой же об "Осмотре", что также содержит разные значения.
Осмотр это визуальное наблюдение снаружи, без нарушения целостности объекта наблюдения и без его вскрытия, однако есть пункт и про грузы, тогда, кто то должен открыть багажник или кузов автомобиля, тогда уже в целях Осмотра, инспектор будет заявлять требование, что уже будет противоречить самому значению этого пункта и в принципе значению порядка "осмотр транспортного средства", вот такая коллизия, которую не разъяснил законодатель.
В итоге, в случае если инспектор заявит просьбу выйти из автомобиля в целях осмотра груза или самого транспортного средства, можно отказать. А вот если требование выйти из автомобиля, но также в целях осмотра, а не досмотра, лучше согласиться, но знать, что требование заявлено не законно ибо выходить из машины водитель или пассажир обязан, только в целях Досмотра, для чего должны быть основания и составлен соответствующий протокол (а также не прерывная видеозапись или участие двух понятых).
  • для идентификации транспортного средства в присутствии водителя (владельца транспортного средства);
Аналогично такие действия можно произвести и без водителя стоящего рядом.
  • необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов
Тут снова законодатель не сообщает о конкретике, есть неисправности по которым эксплуатация транспортных средств запрещена, также и относительно грузов, при этом инспектор вправе составить административный материал и поместить транспортное средство на специализированную стоянку.
Значит логичным остается, что такая просьба связана с незначительными неисправностями, тогда если управление транспортным средством допускается, к примеру не работающий габарит сзади справа, тогда можно отказать инспектору и сообщить, что исправите на ближайшем СТО.

И отдельным пунктом, определено именно посещение патрульного автомобиля:

Согласно статьи 54.2 Сотрудник вправе предложить занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение территориального органа МВД России, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

А раз это просьба, как мы указывали Выше, отказывайте, не выходите из зоны комфорта, и пускай инспектор составляет материалы рядом с вашим автомобилем.

На этом в части извлечения водителя из автомобиля у нас все, но это не весь регламент, подписывайтесь на каналы, учитесь с нами, следите за следующими частями разбора административного регламента и становитесь грамотнее:

Кто хочет поддержать каналы: Карта Банк РНКБ 2200 0207 0088 8367

Телега: t.me/sevastur

Яндекс дзен: www.dzen.ru/sev_ur/

Ютубе: www.youtube.com/@sevur

Телефон: +7 978 125 42 76

E-mail: vopros@sevur92.ru

#СевЮр