"Истина похожа на солнце со множеством лучей. Человек может быть убежден в правде, но оказывается видит один из лучей истины.
Все, что совершается на Земле, с высоты мироздания похоже на когда-то уже бывшее".
Начало 17 века в России ознаменовалось большим соблазном. Царь Борис стал расчищать место у трона для своего сына. Запретил жениться Мстиславскому и Шуйскому. Пятерых Романовых с семьями и родственниками сослал, заточил в темницы, постриг в монахи и т.д.
Внезапный голод морально разложил общество. Богатые не продавали хлеб, дожидаясь предельных цен. Люди разбойничали, занимались людоедством. Голод, унесший 500 тыс. москвичей, совершенно обесценил человеческую жизнь. "Не было ни правды, ни чести в людях", - пишет летописец. Голодные люди бежали от дальнейшего закабаления на черноземные земли юга России
Вслед за этим, ранее убранный с пути, малолетний наследник Грозного вдруг "воскресает" и объявляется на юге Руси, на Украине, заручается военной и денежной поддержкой Речи Посполитой (Польши и Литвы).
Вместо того, чтобы собирать рать, укреплять приграничные города, Годунов вступает в переговоры с Сигизмундом.
А в это время самозванец покорил Львов, Смоленск,Чернигов, Борисов, Оскол, Белгород, Воронеж, Елец, Рыльск.
Царские войска сражались с неохотой, при первой же возможности бояре изменили. Смерть Бориса ускорила их верноподданническое настроение к Лжедмитрию. Думая, как и поляки, что он будет их марионеткой, они воцарили его в Москве.
Легковерный народ радовался, но истины не утаишь. Отрепьева убили.
Когда появился тушинский самозванец, сама Марина Мнишек поспешила к нему, как верная супруга. Купцы и дворяне снабжали тушинского "Дмитрия" оружием и продовольствием.
В это время царь Василий Шуйский вместо того, чтобы объявить войну Сигизмунду, вступил с ним в мирные переговоры. Даже заключил мир с Литвою на веки вечные, чтобы Польша не поддерживала больше бродяг. Занял оборонительную позицию. Бояре усердствовали и Москве, и тушинскому вору. Измена и предательство сделалось делом обычным.
Василий обратился к Швеции, Дании, Англии. Но тщетно.
Изменили Суздаль, Переславль-Залесский, Галич, Кострома, Углич, Тверь, Псков. "Казалось, что россияне не имели уже ни отечества, ни души, ни веры".
В 1608 началась осада богатого Троице-Сергиева монастыря.
Рыцарь Ян Сапега почти два года пытался покорить монастырь. Монахи и ополченцы одевали доспехи и делали смелые вылазки. Вооруженные хуже, чем противостоящее им разношерстное войско. Они сражались не на жизнь, а на смерть!
Монастырь принимал больных, детей и женщин.
Пример Лавры вдохновил многих честных людей, которые стояли за веру и отечество. Вместе с поляками монастырь осаждали наемники, казаки и русские изменники.
Двое крестьян подорвали подкоп поляков и погибли сами.
В 1609 году князь Михаил Шуйский прикрыл Лавру и погнал врага. За всеобщую любовь народа, за беспримерные военные успехи и спасение Москвы на пиру у царя Василия Шуйского 23-ти трехлетнего воеводу... отравили. А он так торопился собирать верных людей и гнать всех изменников туда, откуда они пришли.
В этом же году же сам Сигизмунд вступил в Смоленск завоевывать Московское царство.
В 1612 году умер в плену в Речи Посполитой Шуйский. Российские бояре стали просить на престол царей московских сына Сигизмунда Владислава. Князь Дмитрий Пожарский не признал призвание Владислава. Он рассылал призывные грамоты. Откликнулись поволжские и сибирские города. Пожарский примкнул к воеводе Ляпунову. Когда они приближались к Москве, весь народ встал на ненавистных им поляков, которые бесчинствовали в столице. Однако победы первого ополчения не дали ощутимых плодов. Казаки предали и зарубили Ляпунова. Пожарский, оправившись от ран, стал собирать второе народное ополчение. Троице-Сергиева Лавра и Нижний Новгород рассылали призывные грамоты народу.
Второе ополчение стало очищать города от поляков и изменников. Так прозревший народ ясно увидел своего врага и справился с ним! За время осады монастыря погибло около 3000 его защитников: воины, монахи, крестьяне, дети и женщины. За все смутное время во время гражданской войны и от рук интервентов мирное население сократилось почти вдвое.
В нашем городе недалеко от монастыря стоит памятник двум крестьянам Шилову и Слоту, которые жертвуя собой, взорвали подкоп поляков. Позади них келарь лавры Авраамий.
Возможно, эта история, в который раз расскажет нам о том, что Бог поругаем не бывает.
Автор Александра Юрьева