- Дети с удовольствием занимаются домашними делами, главное - не отбивать эту охоту! - сколько раз я слышала эту мантру "мудрой матери". Мало того, когда-то я и сама такое изрекала. Пока ребенок был один и был маленьким.
В полной версии теория выглядит так: дети - очень деятельны и быстро начинают включаться в дела, пытаться мыть полы, посуду, одеваться сами, подметать... Но качество этой работы сперва очень низкое: на полу лужа, тарелки жирные, если не разбитые, одежда надевается медленно, а ещё шиворот навыварот и задом наперед.
Немудрая матерь отбирает у ребенка тряпку, не подпускает к раковине, не готова ждать и одевает ребенка сама - быстро и красиво. И воспитывает трутня. А мудрая матерь поддерживает инициативу, нахваливает помощника и через пару лет он ... все по дому делает? Ну что вы, мудрая мать просто не готова отобрать у ребенка детство, поэтому и не нагружает особо. А так-то он всё умеет. И вообще, когда ему, у него школа и кружки, он на них устает.
В общем, результат, на самом деле, тот же обычно. Потому что истина - она, как обычно, не любит крайние значения, интуитивно понимая, что это тупики.
Что я могу сказать про детскую работу, пронаблюдав этот процесс на разных стадиях? Только то, что дети - это люди. И, во-первых, ничто человеческое им не чуждо, и, во-вторых, все разные. И дети разные и вообще люди разные.
Мудрые матери, несомненно, правы, когда говорят, что детскую инициативу в домашней работе не надо глушить. Не надо. Лучшее время для прививания мысли, что держать в руках тряпку и пылесос - нормально для человека, что домашняя работа не встроена в дом, ее делают люди. Но обольщаться этими первыми успехами и энтузиазмом не надо.
Дети любят подражать взрослым. Это для них такая игра. Но ни в одну игру не хочется играть бесконечно. Да, есть период, когда повторение - практически характеристика детства. Ребенок требует читать одну и ту же сказку, слушать одну и ту же песенку, играть в одну и ту же игру, ест на обед одни и те же продукты - и категорически не готов пробовать новое. Тогда же в ребенке, который вчера выкидывал вещи из шкафов, просыпается аккуратист: игрушки он строит в определенном порядке, строго следит, чтоб сахарница на кухне стояла только слева от чайника, а каждую найденную на полу бумажку он гордо несёт в мусор. Мудрая мать прославляет себя! Да, она была права, она, в отличие от этих куриц, квохтающих над ребенком, не душила его инициативу, и вот, жизнь удалась, она вырастила homo regular, человека опрятного.
Она ещё не знает, как ошибается! Аккуратность ребенка - это потребность в порядке иного толка: ребенку хочется стабильности. Он осознал изменчивость этого мира, он не успевает запомнить предметы и их назначение, а они уже поменяли дислокацию и лежат другим углом, он их не узнает, сомневается, а это вчерашняя сахарница, или новая какая? Ребенок требует порядка, иначе он рехнется. На улице вечный беспорядок, то солнце, то дождь, то машины едут, то не едут, то вчера они ехали на синем автобусе, а сегодня мама говорит, что это не наш автобус, а садится на жёлтый, и уверяет, что именно он-то и нужен... Но хотя бы дома можно сделать всё так, как понятно и предсказуемо: суп есть из талелки с машинками, а кружку свою после еды нужно отнести в посудомойку и поставить в верхнюю корзину. После чего с удовольствием поиграть, копируя, как мама моет полы" - классная же игра - и как мама, и водой можно пошлепать.
А потом ребенок ломается. Он, почему-то, бросает свою чашку на столе и убегает строить дом из стульев. Ну, один раз не считается, мама даже не обратит внимание на слом сценария. А сценарий начинает ломаться все чаще и чаще. Ребенку больше не нужны эти костыли, он выучил все домашние кружки и узнает их с любого ракурса, он вообще уже достаточно увидел в жизни кружек, чтоб даже в незнакомых предметах не сомневаться, кружка это или нет. И относить грязные тарелки в посудомойку больше не интересно, тысячу раз уже отнес! То ли дело идея, которая захватила - выстроить свой домик. Некогда посуду носить, быстрее надо бежать, проверить, будет ли стул похож на шатер, если его накрыть одеялом. И мыть полы не интересно, теперь вода нужна не просто чтоб шлёпать, а кораблики в ней пускать. Надо срочно налить воды в таз и запустить чего-нибудь. А что на пол расплескалась - это мелочи, вытирать, конечно, умею, но некогда.
Вот и закончился мамин помощник. Наигрался ребенок в помощника, теперь домашняя работа для него - рутина, как и для всех людей. И заниматься этой рутиной иногда ничего так, а чаще лень, конечно.
Конечо, даже в нашей рутине бывают дела, которые вроде бы работа, а нравятся. Кто-то любит гладить - говорит, успокаивает. Кто-то готовит с удовольствием, кто-то лоялен к уборке - вроде бы лень, конечно, но даже приятно смотреть, как было грязно а стало чисто. Что-то такое может быть присуще и ребенку. Он может по своей воле сохранить за собой право кормить рыбок - ему нравится смотреть, как они подплывают за кормом. Может пылесосить - например, пылесос похож на шлем имперских солдат и легко мысленно представлять себя то ли Люком Скайуокером, то ли Дартом Вейдером.
Но в целом ребенок понимает, что домашняя работа - это не самое увлекательное на свете занятие и он был бы не против, если б оно само как-то делалось. Вон, мама явно любит убирать, постоянно что-то убирает. Он-то при чем?
Как поступят дальше родители - зависит от многих факторов. Могут продолжать настаивать на выполнении ребенком определенной работы, рассчитывая закрепить привычку "через нехочу". Что-то действительно закрепляется, что-то отваливается в подростковом возрасте.
Некоторые отступаются сразу. Утешают себя тем, что научили мыть посуду, когда понадобится - ребенок эти знания применит. Ну или научится заново, ютyб в помощь. Это, конечно, тоже изрядное лукавство. Всё-таки, чтоб научиться делать какую-то работу по-настоящему, т.е. качественно и быстро, детской пpививки длинной в полгода совершенно недостаточно. Но работать надсмотрщиком - дело нелегкое, понимаю, почему многие отступаются. Причем чем больше детей, тем больше вероятность того, что у матери нет сил следить за каждым, действительно проще самой за всеми убрать, чем мотивировать убирать всех.
И что в итоге? Не учить детей ничему, все равно бесполезно? Или готовится к роли карабаса-барабаса с плеткой-семихвосткой? Честно - не знаю. Я уже не раз говорила, что чем больше живу с детьми, тем меньше понимаю, как оно вообще работает.
Единственный универсальный закон приучения к труду мне, правда, удалось выяснить. Ребенок будет делать всегда и на автомате то, что без вариантов. А самому ему оно очень надо. Ну вот как с горшком? К нему приучают не наши педагогические таланты, а сама жизнь. Понимание, что мокрому и закаканому - такое себе, а пока этих взрослых на горшке дождешься - быстрее самому уже попу вытереть и идти себе спокойно. Так и с домашней работой. Не сложно приучить накладывать себе еду в тарелку и даже готовить. Голод не тетка а дядька, если у детей нет желудочных диагнозов, то мама запросто может не торопиться с ужином. Рано или поздно дети таки тоже захотят есть и примут участие в готовке. Но у метода есть естественное ограничение применения: потребность самого ребенка. Это ему должно быть нужно. Например, потребность в чистоте у большинства детей куда ниже, чем потребность в пище, поэтому уборки своей комнаты таким методом можно ждать, пока рак на горе свистнет.
Поэтому всё, что ребенку не очень-то и хочется, внедряется исключительно родительским авторитетом - лет до двенадцати, и осознанным волевым усилием самого ребенка - после. Увы. Чистить зубы, мыть руки, убирать игрушки, делать уроки, мыть посуду - мы учим, используя весь арсенал средств: прямые приказы, уговоры, объяснения целесообразности, угрозы наказания, поощрение. Ничего нового.
И все это довольно энергозатратно. Поэтому домашней работе на ребенке будет ровно столько, сколько хватит родителям сил ее продавить. Во многих случаях действительно проще сделать самостоятельно, чем приучить делать ребенка. А само нигде ничего не происходит. Как и в любой сфере, с детьми на результат стоит рассчитывать, лишь что-то вложив. Хотя бы время, которое придется тратить, пока ребенок не освоит навык на нужном уровне.