Уроженца деревни Лысовщина Червенского района Минской области Петра Федосеевича Забавских советская Родина высоко оценила за заслуги на фронтах Великой Отечественной войны: три ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, боевые медали «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Военный летчик-штурмовик, закончивший Великую Отечественную войну командиром штурмового авиационного полка в воинском звании подполковника. А еще в его боевой биографии был особый период, когда он, командуя штурмовой авиационной эскадрильей летчиков-штрафников, отличился тем, что благодаря своему командиру, летчики и техники эскадрильи возвращали себе звания, награды и честь.
Готовил летные кадры, но сам рвался на фронт
В ряды Красной Армии Петра Забавских (есть основания предположить, что по рождению фамилия его, белоруса, звучала несколько по-иному — Забавский), призвали с уральских лесозаготовок, куда он завербовался по достижению совершеннолетия. И его по спецнабору направили на учебу в Сталинградскую военную школу летчиков. Окончил ее Забавских в 1935 году, и в воинском звании лейтенанта был оставлен летчиком-инструктором. Кстати, среди курсантов, обучавшихся у Петра Федосеевича летному делу, был и Владимир Каменьщиков, будущий Герой Советского Союза, удостоенный этого высокого звания уже в августе 1941 года и отличившийся при освобождении Беларуси.
Уже шли тяжелейшие бои Великой Отечественной войны, героически воевали, гибли и добивались первых побед бывшие воспитанники Петра Забавских, и наш земляк тоже рвался на фронт, не раз обращаясь с рапортами, но летчиков-инструкторов на фронт долгое время не отправляли. Кому-то надо было готовить летчиков для восполнения потерь…
И лишь после неоднократных и настойчивых просьб, Забавских был откомандирован в 18-й запасной авиационный полк, базировавшийся под Свердловском. В этом полку готовили летчиков для фронта на самолеты-бомбардировщики Пе-2. Правда, полк несколько раз менял места базирования, а в марте 1942 года начал переучивание на штурмовики Ил-2. Так был сформирован 811-й штурмовой авиационный полк. Петра Забавских назначили командиром 2-й авиационной эскадрильи, и полк срочно был отправлен на Сталинградский фронт.
Забегая вперед: 811-й штурмовой авиационный полк участвовал в боях по освобождению Беларуси. А 26 июня 1944 года за отличия в боях по прорыву Витебского укрепрайона, а также за овладение Витебском, 811-му шап присвоено почетное наименование «Витебский»!
В огненном небе Сталинграда: на одном крыле и силе воли
811-й штурмовой авиационный полк вошел в состав 206-й штурмовой авиационной дивизии, 8-й воздушной армии. И сразу же началась интенсивная боевая работа.
Эскадрилья Петра Забавских получила задание нанести удар по колоннам врага в районе станции Морозовской. Первый боевой заход по цели был весьма успешный. Растерявшийся от неожиданности противник, во время повторного захода штурмовиков открыл плотный заградительный огонь, но это не остановило Забавских и его летчиков. Боевое задание было успешно выполнено, но самолет Петра Забавских, ведущего группы, по которому и был сосредоточен огонь врага, получил серьезные повреждения. Лишь благодаря летному мастерству и напряжению всех душевных и физических сил, командир эскадрильи смог долететь и сесть на свой аэродром. В его машине насчитали тогда 49 крупных и мелких пробоин. Были повреждены и другие самолеты, но врагу нанесен значительный урон.
На 20-е июля 1942 года в 206-й штурмовой авиадивизии осталось всего порядка 12-ти боеспособных самолетов. Гитлеровцы в это время подошли к Дону и перед поредевшей дивизией была поставлена задача: нанести удар по группировке противника северо-западнее Калача. Группу из 12-ти самолетов в бой повел Забавских. Была сильная облачность, поэтому подобрали летчиков, способных летать в сложных метеорологических условиях. Летели на низкой высоте. У самой цели фашисты открыли огонь. Из 12-ти самолетов до цели дошли 10. Несмотря на сильный зенитный огонь, всей группой перешли в пикирование, сбросили бомбы и обстреляли вражеские войска из реактивных снарядов. Во время второго захода на наших летчиков напали около четырех десятков вражеских стервятников на истребителях Ме-109. Схватка была неравная, но нашим летчикам удалось сбить шесть истребителей врага. Сам ведущий группы Забавских был подбит, совершил вынужденную посадку, и во время грубого приземления летчик сильно ударился головой и грудью о приборную доску. Подобрали раненного, в бессознательном состоянии, Петра Забавских воины наших наземных частей и доставили в госпиталь. Тогда на свой аэродром из этого боя вернулись всего два экипажа Ил-2. Таковы были жестокие бои в Сталинградском небе, в котором белорус Забавских отличился командирской зрелостью и личным мужеством летчика-штурмовика, за что был награжден первой боевой наградой — орденом Красной Звезды.
Командуя летчиками и техниками-штрафниками
Как известно, воинские штрафные подразделения в Красной Армии создавались согласно приказу № 227 Наркома обороны СССР от 28 июля 1942 года. В то же время начали создаваться и штрафные эскадрильи, и инициатором их создания стало именно командование 8-й воздушной армии, обратившееся к Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину с просьбой разрешить формирование подобных воинских подразделений. И в результате в 8-й ВА было сформировано 3 штрафных эскадрильи: истребительная (268-я дивизия), штурмовая (206-я дивизия) и бомбардировочная (272-я дивизия). В них лишь командный состав был не из штрафников, это — командир эскадрильи, комиссар, заместитель командира, старший адъютант( тогда так именовался начальник штаба ) и старший техник. Остальной состав укомплектовывался из штрафников, разжалованных в красноармейцы. За время службы в штрафной эскадрилье они не имели права на награды, премии и надбавки. Правда, штрафники получали денежное содержание, но в искупление вины шли только количество и результаты боевых вылетов, а для технического состава-количество и качество подготовки техники. Отличительной особенностью авиационных штрафных подразделений было еще и то, что не было временного отрезка пребывания в штрафниках, как в пехоте, не учитывались даже ранения, а главными критериями искупления вины были лишь количество боевых вылетов, а для наземных авиаспециалистов их качественное обеспечение.
Командовать такой штрафной авиационной эскадрильей штурмовиков и был назначен Петр Забавских.
Какими же людьми, штрафными летчиками и техниками, ему довелось командовать?
Летчики и наземные авиационные специалисты попадали в штрафники по разным причинам. Так, например, 12 октября 1942 года старший сержант Панкратов А.А. разбил самолет при взлете с аэродрома Заплавное, был разжалован в рядовые и направлен в штрафную эскадрилью. А у С.Т. Хохлушкина над целью не сработали бомбодержатели, и он с бомбами вернулся на аэродром. Подвел механик, но и летчик не проверил все перед вылетом. Младший лейтенант Н.В. Халинский был переведен в штрафную эскадрилью за поломку самолета и возвращение с боевого задания без уважительной причины, тоже разжалован в рядовые. Штурмовик младшего лейтенанта А.И. Ляховского в районе цели столкнулся с «Илом» сержанта Щульгина. У самолета Шульгина отвалился хвост, оставшаяся часть машины вместе с кабиной пилота врезалась в землю. Виновником признали Ляховского.
Технические авиационные специалисты признавались штрафниками в основном за разгильдяйство и халатность, а также за неуместно проявленную «смекалку». Если несколько техников и механиков в начале ноября заморозили водосистему в моторах самолетов, другие выпускали самолет на боевое задание, забыв зарядить пушку или не проверив бомбодержатели. То были и случаи, когда инициативные специалисты снимали необходимые для ввода в строй своих самолетов детали с неисправных бортов и ставили на свои, выпуская самолет на боевое задание.
Особо подчеркнем, что Петр Забавских не случайно был назначен командиром штрафной эскадрильи штурмовиков: его большой опыт летной работы инструктором, а значит и воспитателем, личное мужество и отвага, требовательность, которую, к тому же, он сочетал с умением в каждом подчиненном разглядеть лучшие человеческие качества, должны были побудить штрафников на быстрейшее искупление вины. И за время существования штрафной авиаэскадрильи штурмовиков не было ни одного случая трусости со стороны летного состава. Все стремились искупить свою вину перед Родиной, проявить доблесть и отвагу.
Поэтому в представлении Петра Забавских к ордену Красного Знамени говорилось:
— Штрафная эскадрилья малым числом летного состава 5-6 человек произвела на Сталинградском фронте 86 успешных боевых вылетов.
Далее перечислялись уничтоженные танки, машины, живая сила… И то, что лично Забавских сбил два самолета противника мессершмитт и фокевульф.
Он воюет и докладывает командиру штурмовой авиадивизии, на основе боевых донесений, что его подчиненные искупают вину перед Родиной. В итоге всю эскадрилью вывели из штрафников. Более того, именно благодаря стараниям Забавских, летчик С. Т. Хохлушкин убыл из штрафников с повышением в должности — заместителем командира строевой эскадрильи, летчик Н.В. Халинский переведен из штрафников тоже с повышением, на должность командира звена.
И, выскажу собственное мнение о штрафных авиационных эскадрильях: уверен, что рассказы о них, о наших летчиках и техниках, единожды оступившихся, но искупивших свою вину боевой работой, имеют право на достойное место в нашей, полной не только драматизма, но, прежде всего, героизма истории боевой авиации. Неправда, сокрытие или приукрашивание только во вред.
Командуя штурмовым авиаполком
А самого командира штрафной эскадрильи назначают с повышением — командиром штурмового авиационного полка.
Командовал полком, воевал подполковник Петр Забавских также умело, храбро, а полк был одним из лучших. Вот выдержки из представления его к очередному, третьему ордену Красного Знамени:
— В должности командира полка показал себя способным руководителем и воспитателем. Отлично владеет техникой пилотирования, знает штурманское дело, сам водит полк в бой. Полк т. Забавских по дисциплине, организованности и боевой работе стоит на первом месте в дивизии.
В одной из штурмовок Петра Забавских тяжело контузило разрывом вражеского снаряда, он чудом посадил тогда самолет. И превозмогая боль, Петр Федосеевич продолжал летать и воевать. Таким волевым, мужественным и геройским он был!
Войны Петра Забавских после войны
В январе 1946 года Петра Забавских назначили командиром 807-го штурмового авиационного полка, который базировался недалеко от Львова, где тогда активничали, устраивали террористические акты, лютовали бандеровцы… У дверей служебной квартиры, где он жил со своей семьей, каждую ночь дежурили часовы, а сам он спал, держа пистолет на прикроватной тумбочке на взведенном курке.
Осенью того же, 1946 года, по состоянию здоровья Петра Забавских демобилизовали из Вооруженных Сил, по инвалидности, сказалось все перенесенное на фронте. Врачи давали ему всего год-полтора жизни… Но, вопреки врачебным прогнозам, Петр Федосеевич прожил и проработал еще 34 года!
Послевоенная жизнь героя
Проживая на родине жены, в Сталинграде, Забавских был тружеником, домовитым семьянином, сам мастерил мебель для дома, любил играть в шахматы, рыбачить. Общительным по натуре и вместе с тем скромным, доброжелательным — таким его запомнили многие. А еще Петр Забавских часто встречался с трудовыми и воинскими коллективами, молодежью, рассказывая о летчиках, воевавших в его эскадрилье и полку, о Сталинградской битве, о Великой Отечественной войне.
Фотографии, награды, документы и личные вещи Петра Федосеевича Забавских хранятся в музее-заповеднике «Сталинградская битва».
Авторское размышление
Заканчиваю зарисовку об уроженце Минщины, героическом летчике-штурмовике Петре Федосеевиче Забавских, с раздвоенным чувством.
С одной стороны, горд за человека, летчика, авиационного командира и, подчеркну, умелого воспитателя. Достойный сын белорусского народа!
И, горько и больно от того, что на малой родине о нем, похоже, не помнят…
Автор статьи: Владимир Касьянов.