Экологичность в тренде. Кто-то из производителей переходит на зеленую сторону, это сделать не сложно, если ты маленький бизнес с большой идеей.
Кто-то осторожно пробует рынок, выпуская эколинейку своей продукции. Так часто делают большие неповоротливые корпорации, которым сложно перенастроить все процессы, да и финансовый вопрос стоит на первом месте.
А кто-то говорит, что его продукция экологичная, рисуя на упаковке ЭКО, БИО и прочие "элементы дизайна", которые не имеют ничего общего с реальной экологичностью. Это называется позорным термином гринвошинг.
Привет, меня зовут Ника и я рассказываю про свой опыт бережного взаимодействия с миром. Здесь про комфортную экологичность без фанатизма.
Самостоятельно определить экологичен ли продукт довольно сложно. Мало учитывать натуральность материалов и возможность переработки. Поэтому "прикинуть на глаз" что экологичней не получится. Для этого и существуют независимые аудиторские компании, которые проверяют продукт во время всего жизненного цикла. Начиная от производства, заканчивая утилизацией. И только пройдя полную проверку, продукт может получить сертификат экологичности, и гордо добавить экомаркировку на этикетку.
Таких организаций не мало, они проводят сертификации по разным направлениям, например:
Vegan - для продукции без компонентов животного происхождения и не тестируемых на животных;
FSC - гарантирует, что сырьё поступило из ответственно управляемых лесов.
BDIH - немецкая маркировка, критерии стандарта определяют требования к натуральным ингредиентам, а также оберегают природу и благополучие животных как важный аспект устойчивого развития.
ECOCERT гарантирует натуральное происхождение и экологическую чистоту продукции. Французская организация.
COSMOS - наиболее требовательный стандарт качества органической и натуральной косметики по всей Европе. Помимо основных принципов, важно не только как продукт был получен, а также как он будет разлагаться в природе, какие промежуточные стадии при его получении были использованы.
В каждой организации большой список требований. Самая популярная российская организация «Листок жизни», например, гарантирует, что производитель соблюдает требования природоохранного законодательства и снижает нагрузку на окружающую среду.
🌱Т.е. на предприятии работает система экологического менеджмента, который следит за потреблением энергоресурсов, образованием отходов и их переработкой.
🌱Что продукт безопасен для человека, значит в составе нет опасных токсичных веществ.
🌱Продукт так же безопасен для природы. Никаких опасных веществ для почвы, воды, озонового слоя.
🌱 Продукт экономично расходуется, рекомендуется низкая дозировка для использования.
🌱 Упаковка продукта экологична, не содержит опасных веществ, подлежит переработке. Если картон, то на 80% из вторсырья, если дерево, то с сертификатом об ответственном лесопользовании.
🌱 И даже предприятие просвещает своих сотрудников и потребителей, предоставляя информацию об экологичности продукта и рекомендации как использовать экосредства максимально эффективно и безопасно.
На сайте «Листка жизни» есть полные требования к сертификации разных категорий продуктов. Такое точно не прикинуть на глаз.
Так вот, если производитель пишет на упаковке, что продукт экологичный - это может быть просто самодекларация бренда. Можно приписать внизу со звездочкой: «*по версии моей мамы», если нет экомаркировки. Сами решили, что они экологичные и давай пускать пыль в глаза доверчивым покупателям. А если их спрашивают на каком основании они тут строят из себя экологичный бренд, частенько съезжает с темы, что это просто элемент дизайна упаковки, бессовестные гринвошеры.
А вот если производитель ставит экомаркировку, а сертификата у него нет - это уже мошенничество. За это я, кстати, так не люблю гринвей. Они умудрились угодить в скандал с немецкой экомаркировкой "Голубой ангел", которая стояла на продукции, а подтверждающей сертификации не имела. Стыд и позор.
Кажется, что все это запомнить очень сложно, но на самом деле не так все страшно. Экомаркировки - отличный инструмент для тех, кто хочет сделать шаг на зеленую сторону, но перспектива разбираться в составах косметики и бытовой химии, как-то не вдохновляет. А вот пойти в ближайший супермаркет и купить бутылочку популярного средства для мытья посуды гораздо легче. Но даже так можно стать экологичней, ведь даже у фейри есть линейка с экомаркировкой «Листок жизни». Я зашла в ближайший гипермаркет и нашла кучу бытовой химии с экомаркировками:
Да-да, большие корпорации прощупывают почву и смотрят интересно ли их целевой аудитории, чтобы они стали экологичней. А нам интересно! И если мы голосуем рублем за экологичное средство для мытья посуды, то меняем мир к лучшему! Поэтому я не поддерживаю радикальную точку зрения, когда шеймят корпорации за такие инициативы. Не всем быть идеологически правильными, кто-то ищет свою выгоду, пусть так, но в результате мы все идем в одном направлении.
Из сложностей темы может быть только обилие экомаркировок. Их действительно много, но учить наизусть их не обязательно.
Я пользуюсь приложением Ecolabel Guide от Экологического союза. Легко сканировать маркировку прям на товаре и получить данные о ней. Распознает и российские и зарубежные экомаркировки и сразу можно будет понять реальная экомаркировка или "элемент дизайна", маскирующийся под экомаркировку. Сняла ролик как проверяла маркировки в магазине, я хоть и в теме, не помню все.
Уф, вроде, вместила в статью все, что хотела и постаралась сделать это не очень занудно)