О новой форме национальной валюты рассказал Гафур Мансуров, доктор юридических наук, завкафедрой гражданского права Уральского государственного экономического университета, эксперт подкомиссии по реформе цифровой экономики при Правительстве РФ. Подробности в материале на ural.aif.ru.
Валерия Зык, «АиФ-Урал: – Гафур Закирович, с 1 августа в России появился цифровой рубль. Как человек может начать им пользоваться?
Гафур Мансуров: – Цифровой рубль появится в массовом обороте не сразу. Закон принят, с 15 августа 2023 года стартует тестирование реальных операций. Планируется, что на втором этапе, в 2024 году, круг участников будет расширен, и в случае успешного пилотирования технология будет внедрена.
Так называемый «цифровой кошелек» (договор счёта цифрового рубля) открывается только на платформе цифрового рубля в Центробанке РФ. Но, несмотря на это, все операции можно будет производить только через счёт в уполномоченном коммерческом банке.
– Объём наличных денег на руках у россиян в июле 2023 года достиг рекордного показателя, приблизившись к 18 трлн рублей, в цифровой рай никто не торопится.
– Применительно к деньгам следует отметить, что никаких ограничений для перевода средств в цепочке наличный рубль – безналичный рубль – цифровой рубль не будет.
Надежность хранения
– Нельзя открыть вклад, нет начисления процентов на остаток, нельзя получить кешбэк и т. д., то есть мотивации для физлиц – никакой.
– Цифровой рубль, с точки зрения финансистов, является не новым платёжным средством, а новой формой рубля. Технология обращения цифрового рубля практически полностью соответствует технологии обращения безналичных денег и отработана таким образом, чтобы клиент минимально испытывал дискомфорт. Помимо указанных вами недостатков, свойственных цифровому рублю с точки зрения граждан, имеются и достоинства. Так, например, в случае банкротства коммерческого банка возможны проблемы с возвращением денежных средств. А цифровой счёт открывается на платформе цифрового рубля в Центробанке, который по определению не может быть банкротом.
Второй важный момент: до тех пор, пока ваши деньги остаются в цифровой форме, украсть их невозможно. Дело в том, что, в отличие от криптовалют (цифровой валюты), в данном случае используется закрытая цифровая платформа (блокчейн). И если кто-то в результате обмана и угроз перевёл свои деньги на другой цифровой счет, то после подачи жалобы эта операция будет приостановлена, а деньги возвращены назад. Посмотрите, какое количество сообщений о мошенничестве, – это реально проблема, которую цифровой рубль призван решить. Наиболее уязвимые категории клиентов будут в безопасности.
– В перспективе то, что мошеннические схемы переориентируются на принуждение жертвы вывести деньги с цифрового счета на безналичный, чтобы красть оттуда. Законодательство подготовлено к новым реалиям?
– В целом, да. По всем объектам цифрового права, кроме NFT-токенов, законы уже приняты. Хотя следует признать, что эффективность многих законов проверить ещё невозможно по причине неразвитости рынка цифровых объектов. Любопытно, что NFT-токены еще не узаконены, а Эрмитаж уже выпустил и успешно реализует NFT с изображениями произведений искусства из своей коллекции.
В настоящее время самой серьёзной проблемой является коллизия банковского и гражданского законодательства. Под давлением Центробанка законодатель при принятии нормативных актов в сфере цифровизации зачастую игнорирует содержание Гражданского кодекса РФ. Это является миной замедленного действия для будущей правоприменительной деятельности. Печальный опыт 90-х годов, когда несоответствие содержания закона о банках и банковской деятельности ГК РФ привело к огромному количеству споров, не учитывается.
Цифровая трансоформация
– Для юрлиц преимущества цифрового рубля озвучены в виде увеличения скорости платежей и снижения стоимости эквайринга. Это понятная финансовая выгода. Чтобы её получить, бизнесу за полтора года нужно переучить своих сотрудников?
– Соответствующие знания можно будет получить в УрГЭУ. Наш вуз одним из первых в России ввёл учебные дисциплины «Цифровое право» и «Право цифровой безопасности». В настоящее время мы готовим учебные дисциплины «Робоправо (правовые основы искусственного интеллекта)» и «Право цифровой платформы (блокчейна)». На данный момент это необходимый минимум знаний для специалиста по цифровому праву.В следующем учебном году Институт дополнительного образования УрГЭУ предложит слушателям программу по прикладным проблемам цифрового законодательства. Целью является анализ наиболее сложных правовых проблем прикладного характера в сфере эмиссии и обращения цифровых объектов (цифровых финансовых активов, утилитарных цифровых прав, NFT-токенов, цифрового рубля и цифровых валют).
– Насколько долго будут актуальны полученные знания?
– Во-первых, как известно, в настоящее время идёт процесс масштабной цифровой трансформации общественных отношений. Как указал президент РФ Владимир Владимирович Путин, проект по развитию цифровой экономики касается каждой организации и каждого гражданина. А это означает, что потребность в знании цифрового права будет постоянно расти.
Во-вторых, содержание нормативных актов в сфере цифровизации является очень динамичным. Соответственно, содержание наших учебных занятий будет постоянно адаптироваться к изменениям в действующем законодательстве.