В Московской области открылся Международный военно-патриотический форум «Армия-2023». В этом году на мероприятии свои разработки представили 85 иностранных компаний из семи государств, что практически в три раза больше, чем в 2022 году. Россию же на форуме представляли полторы тысячи предприятий - их экспозиции насчитывали более 28 тысяч образцов техники военного назначения. Впервые на форуме от Татарстана была представлена технология автоматизации сборки воздушных судов. Делегацию от республики возглавил раис Татарстана Рустам Минниханов.
Форум «Армия-2023» по праву считается крупнейшей выставкой вооружений в России - он, как отметил президент страны Владимир Путин в своем приветствии участникам форума, способствует углублению технологического сотрудничества между странами, которые отстаивают свой независимый путь развития.
Экспозиция от компаний Татарстана на «Армии-2023» представляла сразу несколько отраслей. Среди них медицинское оборудование, макеты кораблей, техника и беспилотные летательные аппараты (БПЛА), а также разработки в сфере цифровых технологий.
БПЛА И ВЕРТОЛЕТЫ ИЗ ТАТАРСТАНА
Пожалуй, настоящий бум случился в сфере беспилотников. Как отмечает замруководителя Центра циркулярной экономики АН РТ Василий Шестюк, в этом году на форуме от Татарстана представлено в два с половиной раза больше подобной продукции, чем в прошлом году. А глава Минобороны России Сергей Шойгу, по его словам, дал положительную оценку стендам из Татарстана. На этом форуме, например, представили новую версию тяжелого дрона «Барс»: он получил обновленные крылья и карбоновый корпус, а комплектующие «машины» подготовили к массовому производству. Шестюк также отметил, что республике в очередной раз удалось представить новинку на этом форуме - деталей собеседник не раскрыл, но сказал, что на выставке продемонстрировали нужный армии и современный БПЛА.
«Барс», кстати, открывал пролет техники министерства обороны. Как говорит Шестюк - это уникальное событие в истории России, поскольку пролет никогда не открывал беспилотник. Однако состоит российский БПЛА не на 100% из российских комплектующих: чипы и батареи заменить на отечественные не удалось, поэтому из своего там только конструкция.
Но это далеко не все представители татарстанских разработок в сфере БПЛА - например, компания «Аэрокон» имеет замкнутый цикл производства. Как двигатели, так и корпуса для своих устройств «Аэрокон» производит самостоятельно - вся продукция проходит необходимые испытания и затем поступает на рынок.
- Речь идет про тренировочные летательные аппараты: воздушные мишени например. БПЛА имитирует воздушную цель для учений ПВО - для их тренировки строятся специальные самолеты, - делится представитель компании «Аэрокон» Илья Малышев.
На форуме от его компании были представлены два БПЛА - высокоскоростной летательный аппарат «Аспид» и маленький самолет «Кукушка». Последний может использоваться как для обучения, так и для мониторинга местности.
- На выставке также представлены наши силовые установки: турбореактивные и поршневые - мы сами являемся разработчиками и производителями этих моторов, - подчеркнул Малышев.
Он также отметил своих партнеров, компанию из Татарстана «Эникс». По словам Малышева, продукция по назначению схожа с продукцией Аэрокона.
Также сферу воздушных судов представлял и Казанский вертолетный завод - на форуме был представлен многоцелевой вертолет Ми-17. Изначально он создавался как транспортный вертолет, но благодаря многофункциональности его можно использовать и в боевых целях, дополнительно оснастив вооружением.
Универсальность вертолета сделала его популярным во всем мире. По данным вертолетного завода, более 4,5 тысячи машин на базе Ми-8/17 сегодня используются в 90 странах.
НАЗЕМНАЯ ТЕХНИКА
Что касается наземной техники, то здесь Татарстан в этом году представляет также несколько компаний. Например, компания «Ремдизель» похвасталась беспилотным транспортным средством «Зубило». Сухопутный беспилотник создан на основе полноприводной четырехколесной платформы и, как заявляет производитель, должен обеспечивать поддержку штурмовым подразделениям. Оснащен беспилотный автомобиль 23-миллиметровой скорострельной зенитной установкой ЗУ-23-2. Грузоподъемность «Зубила» составляет 2700 килограммов, мощность двигателя - 350 лошадиных сил, а максимальная скорость машины по шоссе - 100 километров в час.
Более классический вариант защищенного автомобиля Ремдизелем также был представлен - это «Титан», машина, предназначенная для перевозки личного состава военных. Аппарат, как заявляют в Ремдизеле, оснащен броней от пуль и от мин.
Завершилась экспозиция татарстанской компании легким многоцелевым транспортером-тягачом МТ-ЛБ, на форуме также представили его снегоболотноходную модификацию МТ-ЛБВ. Тягач оснащен санитарным оборудованием и предназначен для эвакуации раненых бойцов пехоты и флота. Внутри него, а также на крыше тягача можно расположить раненых на носилках.
Сотрудники КАМАЗа конкретные проекты до официального пресс-релиза нам предпочли не называть.
- Мы представляем полноприводные грузовики с усиленной защитой - их даже нельзя назвать военными. Это полноприводные грузовики с усиленной защитой, - заявил представитель челнинского автогиганта в разговоре с «ВК».
Татарстанский флот представляла судостроительная компания «Ак Барс» - на форуме она представила макеты двух прошлогодних кораблей.
ЧТО ЕЩЕ?
Абсолютной новинкой форума стала разработка АО «Промтех-Казань». Компания показала разработку по автоматизации сборки воздушных судов. Соединение агрегатов и узлов происходит с помощью лазерного трекера, клепального автомата и сверлильной машины.
На форуме демонстрировался рабочий образец, точность которого ничем не уступает заграничным аналогам. По словам представителей компании, эта технология позволит облегчить серийное производство воздушного транспорта.
Также на форуме «Армия-2023» есть стенд компании «ICL Техно» - она входит в топ-10 крупнейших IT-компаний России. На совместном стенде с компанией «РЕД СОФТ» от нее были представлены ноутбуки, мониторы, планшеты, а также телемедицинское оборудование для удаленной диагностики пациента. В некоторых проектах РЕД СОФТ выступала как компания-разработчик программного обеспечения на базе «железа» от ICL Техно.
Но на форуме была и полностью независимая продукция последней компании: материнские платы на базе российских процессоров, защищенные как физически, так и информационно, ноутбуки и планшеты, а также компьютеры и моноблоки. В планах у ICL Техно построить до конца года новый завод по производству материнских плат в Иннополисе, чтобы осуществить новый этап импортозамещения.
Новые технологии коснулись и сферы медицины: татарстанская компания «Анатомика» в 2023 году запустила первое в Поволжье серийное производство эндопротезов тазобедренного сустава. Продукция компании достаточно быстро попала на рынок, поскольку доля российского производства подобных протезов составляет не более 10%. В условиях санкций это особенно ощутимо, как заявили в компании. Кроме того, в этом году «Анатомика» начала выпускать инструменты для установки имплантатов остеосинтеза и спинальной хирургии.
Автор: Андрей МАРТЫГИН
Фото: Пресс-служба раиса Татарстана
Пресс-служба компаний «Анатомика», «ICL Техно» и «Ремдизель»