«Крайний» полет к Международной космической станции перед началом ее эксплуатации в постоянном пилотируемом режиме был выполнен на МТКК «Дискавери» по программе STS-92. Основной целью полета являлась доставка и установка на МКС новых элементов - секции Z1 Основной фермы и стыковочного адаптера PMA-3, размещение грузов и подготовка станции к прибытию первого основного экипажа. Корабль отправлялся в свой 28 полет, оснащенный двигателями №2045, 2053, 2048, внешним баком ЕТ-104А и твердотопливными ускорителями набора RSRM-76/ВI-103.
Экипаж корабля был сформирован и состоял из шести опытных астронавтов, которые имели уже опыт космических полетов и одного новичка. Команду возглавил полковник ВВС США Брайан Даффи, три раза поднимавшийся в космос, в том числе два статусе командира шаттла. Пилотом стала подполковник ВВС США Памела Мелрой – первая женщина в США, которой доверили управление космическим кораблем. Назначение на должность руководителя полезной нагрузки получил доктор механики Лерой Чиао, два раза стартовавший в космос. Ответственность за работу систем и механизмов, а также управление манипулятором нес полковник Армии США Уилльямс МакАртур, также уже два раза поднимавшийся на орбиту. Специалистами полета с подготовкой к выходу в открытом космосе стали доктор физики Питер Уайзофф, за плечами которого было уже три космических полета, коммандер ВМС США Майкл Лопес-Алегрия и представитель Японского космического агентства Коити Ваката, имевших в багаже по одному полету.
Предыдущий раз МТКК «Дискавери» стартовал и летал не без приключений. Корабль приземлился в Центре Кеннеди 27 декабря 1999 года и был поставлен на подготовку в 1-й отсек Корпуса подготовки орбитальных ступеней OPF. 21 августа орбитальную ступень перевезли в Здание сборки системы VAB. 24 августа в 3-м высоком отсеке VAB она была состыкована с внешним баком и двумя твердотопливными ускорителями. Учитывая начавшийся сезон ураганов, 28 августа руководители подготовки решили подождать с вывозом на старт до тех пор, пока не улетит МТКК «Атлантис». Вывоз состоялся лишь 11 сентября, а 14–15 сентября провели пробный предстартовый отсчет. 13 сентября на старт доставили, а 16-го установили в грузовой отсек секцию Z1 Основной фермы. График работ был плотный, к тому же из-за урагана Гордон систему чуть было не вернули в VAB, но все же подготовку закончили вовремя.
Астронавты прибыли на старт вечером 1 октября. Предстартовый отсчет начался 3 октября в 04.01.00. UTC. Запуск планировался на 5 октября, но утром, вместо того чтобы разрешить заправку внешнего бака, руководители пуска решили его отложить. Причиной стала нештатная ситуация при запуске МТКК «Атлантиса», произошедшая 8 сентября. Нештатная ситуация была выявлена накануне при анализе кадров разделения орбитальной ступени и внешнего бака, снятых 35-мм камерой в хвостовой части шаттла. При этом на борту корабля происходит подрыв специальной гайки и 14-дюймовый соединительный болт полностью втягивается внутрь бака. Фактически же болт в хвостовой точке крепления бака – один из трех – не втянулся полностью и выступал примерно на 6 см. Чтобы понять причины и оценить степень опасности происшедшего, пуск отложили на сутки, на 6 октября.
Была и вторая причина отмены старта. Утром появились замечания к клапану основной двигательной установки МТКК «Дискавери», который контролирует скорость подачи окислителя и подавляет вибрации. Клапан работал медленнее, чем следовало, и при попытке старта он был бы автоматически остановлен секунд за 10 до пуска. Таким образом, второе замечание было более существенным, и в тот же день запуск перенесли на 9 октября. «Мы полагаем разумным подождать, – сказал менеджер по интеграции шаттла Джеймс Хэлселл, бывший астронавт. – Другими словами, мы не хотим пороть горячку».
Замену клапана и проверку герметичности провели в ночь на 7 октября, а 8 октября было закрыто замечание по болту. Проанализировав большое количество записей, инженеры обнаружили с полдюжины похожих случаев. Выяснилось, что никакого влияния на динамику бака торчащий болт не оказывал и опасности столкновения с орбитальной ступенью не создавал. 9 октября из-за сильного ветра в 22,9 м/с на стартовом комплексе LC-39A нельзя было начинать заправку, и запуск был отложен еще на сутки, на 10 октября.
10 октября запуск чуть не сорвался из-за неисправности сетевого выключателя контроллера пиротехнических средств на стартовой платформе. Заправку бака оттягивали до последнего, задержали более чем на час и еле успели устранить неполадку и протестировать контроллер. Но вот все было готово, астронавты заняли места в кабине, наконец стих ветер.
А в 18.30.00., на отметке T-20 мин, старт был отменен и отложен еще на сутки. Что же случилось? На отметке T-3 час специальная группа заключительной инспекции осматривала космическую систему на предмет отсутствия льда и мусора. Инженер-механик Хорхе Ривера, глядя в полевой бинокль с 15 метров, обнаружил посторонний T-образный предмет: металлический штифт массой 230 г и длиной 10 см, с ручкой 7,5 см и веревкой в 20–25 см, – обычно такие используются для закрепления платформ и поручней на стартовом комплексе – лежал на креплении, соединяющем внешний бак с кораблем, рядом с магистральным трубопроводом окислителя. Упадет с высоты 10 м – поцарапает корабль, а то и всосет в двигатель при зажигании. Последствия могут быть катастрофическими. А главное – не подступиться и убрать опасный предмет нечем. Хотели попробовать сдуть или смыть струей воды, но не рискнули. Решили, что придется подвести поворотную башню обслуживания.
«Мы не можем чувствовать себя спокойно, когда там этот штифт, – передал на борт руководитель пуска Майк Лейнбах. – Мы решили отменить старт».
Между прочим, отсутствие штифта на должном месте никто не обнаружил, не нашли его и предыдущие инспекции вечером 9 октября и утром 10-го. Рон Диттмор, менеджер программы Space Shuttle, пообещал докопаться до истинных причин происшествия.
В ночь на 11 октября злополучный штифт был удален. С 10.40.00. до 13.30.00. заправили внешний бак; в 15.27.00. экипаж вышел из корпуса OCB и через полчаса приехал на старт. «Ну, еще раз!» – напутствовали командира стартовики. Даффи, Мелрой, МакАртур и Ваката заняли места на верхней палубе, остальные – на средней. К 18.00.00. люк корабля был закрыт, члены боевого расчета эвакуированы. Разошлись облака, за час до старта резко улучшилась погода.
Стартовое окно продолжалось 11 октября с 19.13.16. до 19.21.10. EDT, но руководители полета решили пускать «Дискавери» ровно в 19.17.00. Запуск состоялся в назначенный срок. «Нам предстоит большой шаг, – провозгласил Брайан Даффи за несколько секунд до старта. – Поехали!».
Статья подготовлена по материалам РКК «Энергия», ЦПК им. Ю.А. Гагарина, ЦНИИмаш, NASA, spacefacts, astronote, журнала «Новости космонавтики»
#Космос #МКС #Космонавтика #Пилотируемые_полеты #Байконур #научные_исследования #астронавт #космонавт #NASA #Роскосмос