Не верится, но скоро их можно будет увидеть на одной сцене: Мария Хорева и Елена Свинко теперь будут делить ведущие партии в спектаклях. Но пока до начала театрального сезона есть время, обсудим интервью артисток, которые вышли не так давно: Елены - в журнале «Музыкальная жизнь», Марии - в журнале Собака.ru. В них можно провести параллели, что совсем не удивительно: автор обоих - Анна Гордеева.
Старинные балеты в XXI веке
Елена Свинко давала это интервью, будучи солисткой Михайловского театра, после получения премии «Золотая маска» за лучшую женскую роль в балете «Катарина, или Дочь разбойника». Мария Хорева в свою очередь делилась впечатлениями от премьеры реконструкции балета «Дочь фараона». Так совпало, что балеты XIX века были восстановлены один за другим: громкие премьеры, которые стали значимыми событиями в балетном мире.
Елена о «Катарине»: Во-первых, давно забытый балет. Во-вторых, очень длинный — три акта, пять картин — зритель в XXI веке такое воспринимает уже с трудом. И наконец, это исторический балет, в нем разделены мизансцены и танцевальные куски, он многим мог показаться скучным, уже несовременным…
Действительно, старинный балет для современного человека выглядит чересчур объемным, тяжеловесным, не вписывающимся в ритм сегодняшней жизни. Если поначалу разнообразие вариаций увлекает, а пантомима воспринимается с интересом, то к концу спектакля ощущаются перенасыщение и естественная рассеянность внимания. Это не вина постановщиков, которые стремились восстановить балет XIX века. Напротив, попытка представить, каким мог быть балет 150 лет назад, выглядит очень достойно в обоих случаях. Спектакли получились великолепными с точки зрения сценографии, интересна попытка воссоздать хореографию позапрошлого столетия и адаптировать к ней данные современных артистов. Но такие спектакли подкрепляют утверждение о том, что театр в наше время остается музеем, куда редко доходит что-то новое. И как оказалось, зритель очень даже «за» такое положение дел, поскольку есть запрос на классический балет в пачках и пуантах.
Мария о «Дочери фараона»: Гигантская махина художественно-постановочной части уже была запущена, готовы декорации и костюмы невероятного размаха – у одной только Аспиччии семь переодеваний: красивейшие платья, головные уборы, украшения. Мост на сцене! Можете себе представить, сколько было затрачено и человеческих сил, и денежных ресурсов.
«Дочь фараона» получилась потрясающей, визуальный ряд и масштабы постановки завораживают. За это зритель прощает балету и наивный сюжет, и однообразную музыку. Безусловно, артисты и зрители ощущают такие спектакли по-разному. Для артистов это новая работа и новые задачи, возможность получить в копилку партию в старинном балете. Для зрителей это выглядит иначе: узкому кругу балетоманов в большинстве случаев любопытна так называемая восстановленная хореография, широкой публике – новый спектакль как повод посетить театр. В любом случае интерес к обоим спектаклям, судя по откликам в сетях, ощущался сильный. На сколько сохранится эффект премьеры, покажет время.
Елена о «Катарине»: Мне очень нравится этот танец с ружьями, «стратегический» — это историческое название, так о нем писали в XIX веке. В немногих документах, что остались о «Катарине», есть упоминание об этом танце.
Хореографию «Катарины», судя по всему, ставили заново, изредка обращаясь к архивным материалам, в результате чего получилась стилизация императорского балета, фантазия на старинный балет. А вот «Дочь фараона» в этом смысле даже претендует на историческую достоверность, поскольку постановщики обращались к записям Николая Сергеева. Но как сказал сам Тони Канделоро, каждый балетмейстер может считать эти записи по-своему, поэтому схема танца у каждого получается своя. В результате вышло нечто среднее: вроде бы не уже не Петипа, но и не совсем Канделоро. Вроде бы на месте все признаки балета XIX века: руки arrondie, мелкая техника, вращения на cou-de-pied, невысокие поддержки. Но неизвестно, сколько там новой хореографии, а сколько фрагментов сохранившихся записей. Если смотреть с этой стороны, разницы с «Катариной» нет: простой зритель никак не может убедиться в достоверности танца и воспринимает их одинаково. Более того, для артистов ситуация выглядит аналогично.
Актриса, не балерина
Для Марии и Елены, как и для всех артистов, реконструкции балетов – это новая возможность проявить себя. Кстати, Мария Хорева отлично показала себя на премьере «Дочери фараона», а в статичных сценах была прямо как сошедшая с архивных снимков Аспиччия, правда, очень юная и хрупкая. Обе солистки отметили, что большая сложность главных женских партий в актёрских задачах:
Мария: Аспиччия очень точно выражает состояние: у нее есть внутренние монологи, она именно персонаж, даже не столько танцовщица, сколько актриса. Тони постоянно говорил: attrice, non ballerina.
Елена: Он [балет] сложен и физически, потому что Катарина практически всегда находится на сцене, и эмоционально. Я очень долго работала со своим педагогом над тем, чтобы Катарина в каждой картине дополняла себя чем-то новым, чтобы она была на протяжении всех пяти картин не просто разбойницей.
Простая хореография?..
Конечно, для артисток, воспитанных балетной школой XXI века старинная хореография не должна представлять сложности. И да, крайне интересно наблюдать, как артисты нашего времени пытаются перекроить себя, чтобы вписаться в эстетику театра XIX века. Обозначить стиль императорского балета удалось: смотришь на сцену и чувствуешь, что это уже не наше время - сейчас так не танцуют.
Мария: В «Дочери фараона очень много женских вариаций, особенно во втором акте, и можно сказать, что танцы Аспиччии менее сложны, чем, например, танцы её служанки Рамзеи и солисток в pas d'action или какие-то технически каверзные вариации.
Как говорит сам Тони Канделоро, ранний Петипа примитивен. И здесь невольно возвращаешься к началу и задаешься вопросом: нужен ли ранний Петипа, когда на сцене много десятилетий идет поздний? Разница между спектаклями разных периодов Петипа ощутима, и в любом случае это воспринимается как шаг назад, взгляд в прошлое. Теперь для сохранения баланса нужен хотя бы один новый, современный балет.
Пожалуй, самая интересная часть интервью как раз была посвящена обсуждению старинных балетов и подошла к концу. Вторая часть беседы была о балетном и небалетном прошлом Елены и Марии, о чем широкой публике уже частично известно. Елена пришла в балет из самодеятельного танцевального коллектива, а историю Марии Хоревой, наверное, уже все знают наизусть. Но выяснился любопытный факт, не упоминаемый ранее: оказалось, что Мария ушла из художественной гимнастики со скандалом. По словам солистки, ее не хотели отпускать из спорта, но решение о балетном будущем уже было принято, что стало поводом для конфликта с тренером. Скорее всего, тренер восприняла решение уйти из спорта как предательство и личное оскорбление. Тем более, у Марии были перспективы в спорте, вероятно, лишаться успешной ученицы тренеру не хотелось.
У Елены Свинко длинный список достижений, связанный с участием в международных конкурсах, о чем она подробно рассказала в этом интервью. Накопился впечатляющий список, подтверждающий талант молодой артистки. Без такого насыщенного творческого пути дорога в Мариинский театр, вероятно, была бы закрыта. «Золотая маска» здесь тоже сыграла не последнюю роль. Также Елена упомянула о балетах Начо Дуато, указав на танцевальность мизансцен в его спектаклях. К сожалению, в течение сезона в Михайловском театре Елена не слишком много танцевала в спектаклях Дуато, и это были далеко не первые роли. Сложилось впечатление, что ни балетмейстер, ни его ассистенты не видели в Елене артистку, которую нужно развивать.