Анастасия Миронова рассказывает о Ларсе фон Триере, который ищет невесту в интернете.
На брачном рынке в России к вечеру началось оживление. Еще бы — Ларс фон Триер ищет себе спутницу. Пока не жену, а всего лишь подругу и музу, зато настроен решительно и оставил свой электронный адрес.
Представляю, сколько ему пишут прямо сейчас со всего мира. Причем необязательно невесты. Полагаю, одинокий искатель любви уже получил тысячи сценариев, питчингов и просьб дать денег «на кино». Соблазн-то каков: каждый теперь может написать Ларсу фон Триеру. Просто взять и сказать все, что думает о его фильмах.
Но из России точно пишут невесты. Это ж наш клиент! Соблюдена классическая триада: замуж за иностранца, замуж за богача и замуж за знаменитость. Первый пункт нынче особенно актуален. Иностранцев у нас стало мало, отношение к ним напоминает советское. С придыханием. Недавно были с дочкой в московском зоопарке и видели там несколько англоговорящих семей. Они вызвали у публики настоящий восторг, люди оборачивались, довольно улыбались. Ни жираф, ни медведь Диксон такого интереса не привлекли.
Одна девочка, увидев иностранцев, восторженно пропищала: «Мама, англичане!»
Успевшая посмотреть в своей жизни на настоящих англичан, мама сказала: «Это арабы, доченька, но тоже хорошо». И подвела ребенка поздороваться с иностранцами на английском: хоть какая-то практика.
Мы всё помним. А еще — ОВИР, выездные визы, «Интердевочку», родители должны дать разрешение на выезд... Согласитесь, чем-то таким повеяло. В 1990-2000-е у нас были «паспортистки». В Англии так называли женщин, эмигрировавших через замужество по объявлению. Судьбы тогда были разные. Видела одну женщину, кандидата исторических наук, которая уехала замуж за экскаваторщика из Норфолка. Чтобы не произносить это неловкое слово, она всем представляла мужа: Нe is a driver, he drives a big car with a big arm. Водитель большой машины с большой рукой. Ок.
Сегодня времена другие. Замуж за иностранца хочется не от голода или от несвободы. Разница есть: в СССР отсюда не выпускали, а сейчас не впускают туда. Дома, вроде, хорошо, но там, где нас нет, всегда лучше. Тем более, с фон Триером. Это ж знаменитость! Звезда! При удачном стечении обстоятельств он даже увековечит даму в искусстве. Если повезет — в новом «Догвилле». Не повезет — в «Антихристе». Это же бессмертие! Сколько женщин и мужчин, всех без разбору, из века в век обхаживают богему, чтобы хоть на минуту заскочить в бессмертие. Хотя бы надежду получить. Быть увековеченной даже и в новой «Нимфоманке» — можно только мечтать. Шарлотта Генсбур, между прочим, сама штурмовала режиссера, просила роли. А тут режиссер откровенно приглашает: муза, приди! И прямо говорит, что способен снять несколько хороших фильмов. «Я еще о-го-го!» И адрес электронной почты. Уверена, что с утра пожилые интеллигентные женщины будут пересылать его друг другу. «Пусть твоя Ирка напишет, она же искусствоведческий закончила!»
Даже мне одна читательница прислала ссылку на брачный ролик фон Триера. «Анастасия, вы же любите авторское кино. Напишите ему!» Видимо, предполагается, что любовь к кино может быть настолько безграничной, что я ради него брошу ребенка, мужа и родину.
Идея написать фон Триеру и уехать в замуж чрезвычайно взбудоражила массы.
Казалось бы, где они, массы, и где Триер. А вот и нет! Я недавно впервые за пару лет включила ну очень народный развлекательный телеканал «Пятница» и там обнаружила... ретроспективу фильмов фон Триера. Даже немного посмотрела «Мандерлей». Обещали показать все его знаковые работы. Представляете, в конце трудного дня зрители шоу «Кондитер» и бессчетных передач от повара Константина Ивлева укладывались поудобнее перед экранами и смотрели экспериментальное кино. Так что массы теперь в курсе, кто такой Ларс фон Триер. Выбор муз огромный, можно сказать — вся аудитория телеканала «Пятница».
Жених, правда, специфический. Во-первых, он уже староват, ему 67 лет. Во-вторых, у него болезнь Паркинсона и алкоголизм. В-третьих, он носит татуировку FUCK. А еще он никакой не «фон», а обычный Триер, это так, понты. Ну и, наконец, в молодости он крайне походил на Андерса Брейвика, но это помнят только возрастные невесты, потому что Брейвик появился уже после того, как постарел Триер.
Мир этого постаревшего двойника Брейвика, который должна помочь запечатлеть новая муза, не менее специфический. Кто не смотрел ранние фильмы «Догмы-95», может взглянуть на трехминутную короткометражку фон Триера из альманаха «У каждого свое кино», где искатель муз в кинозале разбивает молотком голову назойливому соседу.
Сразу думаешь: вот не зря они с Брейвиком похожи. Музам стоит присмотреться, прежде чем пускаться в столь сложное в нынешних условиях приключение.
Впрочем, это, конечно, все шутки. Серьезный пост Ларса фон Триера о поиске подружки вызывает тяжело чувство жалости к нам всем. Люди одиноки посреди океана свалившейся на них информации. Море развлечений, уйма дел, чего только нет в телефоне. А вот глядите: даже мировая знаменитость не может найти любовь. Некогда. Занят, видимо. Или там уже не принято знакомиться вживую. Может быть, представители его круга в Европе давно друг с другом не разговаривают: встречаются только по работе и затем спешат домой — развлекаться, играть в компьютерные игры.
Обращение Триера — деморализующий пример одиночества. И он еще звезда! Что делать обычным людям, с которыми никто не спешит знакомиться? И что с ними будет, когда они постареют? Фон Триер дряхл, у него Паркинсон и алкоголизм, он пишет дрожащей рукой. Тем не менее во всем мире есть множество женщин, которые мечтают с ним встретиться. Кто знает, почему он остался один и не может себе никого найти? Только мне от его обращения стало тревожно: если уж и ему не досталось на старости лет подружки, что ждет в будущем остальных?