Владимир Василенко, серия «Артар» (на самом деле это полторы серии – «Стальные псы» на 6 книг и «Смертный» еще на 2, серии закончены)
8,5/10
Первая «почти девятка» в моих обзорах, надо, наверное, несколько слов сказать о том, что значат это цифры в моем исполнении. 10/10 – это некая идеальная книга, которую я, хотелось бы верить, когда-нибудь прочитаю. Пока не встречал. Соответственно, девятка – это объективный максимум, который может получить очень хорошая на мой взгляд история. «Девятки» я время от времени перечитываю. Особенно когда в поисках новых книг несколько раз подряд нарываюсь на «двойки» и «тройки», и организму надо срочно вернуть веру в то, что сказочники не вымерли как динозавры. Выше 8 – это с некоторыми оговорками Барлиона, ИЧЖ, Вальдира и прочие миры, которые знакомы даже начинающему любителю российской фантастики. Дивов, Лукьяненко и Олди тоже где-то там.
7 и 8 – просто неплохие серии: перечитывать буду вряд ли, но «употребил не без удовольствия». 5-6 – отличное решение, если тебя где-нибудь заперли в одиночестве и без Интернета. Ниже 5 – разнокалиберный трэш, но трэш тоже бывает разный. «Единицу», как и «Десятку» я тоже никогда не встречал. Этот мистический зверь тоже, видимо, ждет меня где-то в будущем. Как подумаю, так и вздрогну в предвкушении.
Но вернемся к «Артару». LitRPG «на два мира», т.е. часть книги в игре, часть – в «реальном» мире. В реальном мире простенько мотивированный «адреналиновый наркоман», интересы «сильных мира сего», завлекших талантливого неофита в игру, вялотекущий конфликт с родителями. Достаточно традиционная и достаточно слабая, честно говоря, часть. Большая проблема с этими LitRPG в том, что «мир реальный» в них чаще всего нужен для того, чтобы закрыть дырки в мотивации ГГ, а также играть на контрастах виртуального/реального мира, чтобы подчеркнуть привлекательность одного и «проблемность» второго. Но с законами жанра не поспоришь, поэтому не будем занудствовать, просто отметим, что, в отличие от какого-нибудь Файролла тут реальный мир вполне читабельный и не вызывает желания пролистать его до момента очередного «погружения».
А вот с миром виртуальным все интереснее. Отличный мир получился. Вроде бы, все тоже достаточно традиционно – валим монстров, копим силы, ищем артефакты, но как-то оно все так «тепло и лампово» прописано, что читать действительно приятно. Герой берет «немодный» класс (привет барлионским шаманам от артарских монахов) и начинает находить в нем «никем не замеченные» преимущества. И среди этих преимуществ – и для героя и для читателей – вылезает прекрасно адаптированная под «говорящих котов»-ксилаев версия восточных «философствующих единоборств», при чем без лишнего реализма, а скорее в варианте «Кунг-фу Панды». Мудрый учитель, который периодически несет дичь и лупит палкой, но при этом он самый-самый, медитации, бои с тенями и призраками, в общем, учиться герою интересно. Читать про это тоже.
Спойлер. В какой-то момент история разворачивается в сторону «Лабиринта отражений», и игра оказывается не совсем игрой, а полноценным вторжением человечества в фэнтезийный мир, который от этого совсем не в восторге. Ну и герой наш естественно, душой и телом полюбивший альтернативу «серым будням», пытается разрулить ситуацию так, чтобы все остались живы и здоровы. Совсем спойлерить не буду, но если бы у него все получилось, книжка тянула бы на приложение к «Веселым картинкам», а не на «почти 9» баллов из 10.
После 6 томов бодрого пути монаха наступает достаточно странный «вотэтоповорот» - два тома от лица героя, который мелькнул на пол страницы, вроде, в первом томе и с тех пор о себе не напоминал. Оригинальное решение с точки зрения композиции, но я тут покопался и выяснил, что эти 2 тома «про Эрика» появились раньше, чем основная часть «про Мангуста» и автор под финальный том решил подвести сразу две истории в одном мире. Автора понимаю, но общей логике серии такое решение едва ли пошло на пользу.
С другой стороны, автор пишет классно, Эрик тоже интересный (ему умирать в игре нельзя, у него персонаж из тестовой сборки игры), поэтому, где-то на сотой странице этой «альтернативной истории» начинаешь забывать про основную. Тем веселее потом в последнем томе опять чуть перестраивать голову, вспоминая, кто с кем в каких отношениях, кто кому что обещал и кого как обманул.
С одной стороны эта чехарда делает историю более запоминающейся (курим тему прерванных гештальтов), с другой – это, наверное, тот самый момент, почему не 9, а «почти 9». Все ж таки, «доктор, вы либо туда, либо оттуда, а то раздражает».
Что мы имеем в сухом остатке. Отличная, я бы сказал, практически образцовая LitRPG. Приличный язык, вполне живые герои, даже юмор в кои-то веки является юмором, а не натужными гыгыканиями, отличающими многих представителей жанра. Много мелких и ненужных на первый взгляд деталей, которые оживляют мир и делают его привлекательным. И кроме того есть еще один момент, очень важный для меня как для читателя. Нормальная концовка. Не в режиме «надоело писать, пора на новый цикл переключаться», не «вот стал он самым сильным, все в восторге и гарем на 20 персон», а хорошая такая концовка истории, которая со всеми своими поворотами играет от начала и до конца цикла.
В общем, однозначно рекомендую. А всем, кто любит попинать автора за «недостаточную глубину» могу посоветовать как минимум сравнить героев. Откуда они, кто они, как они пришли в одну и ту же точку истории и почему именно так. Было бы желание, а философский подтекст мы и в «Колобке» без труда найдем.
PS: У этого же автора я прочитал еще одну серию – «Наследие странников». Она пока что не закончена, но 7-8 как минимум. Точнее не скажу, без финала оценить сложно. Однако, если есть среди читателей мазохисты влезть в интересную историю, а потом годами ждать «проды», то также советую. Там в «реальной части» бодренькой такой киберпанк, да и «игровая» тоже совсем не клон WoW. «Ожившие» искины, потерянные дети и неожиданные наследства, все как мы любим.