Найти тему

В Даниловке 80-летний полковник в отставке открыл студию живописи для пенсионерок

Для десяти пожилых жительниц райцентра это стало отдушиной, лекарством от тревог и одиночества.

За пять с небольшим лет под руководством Валерия Ермолаева в райцентре Волгоградской области образовалась целая плеяда творческих личностей. У него самого за плечами военная карьера. Но в свободное время он всегда рисовал. Выйдя на пенсию, обосновался в тихом селе под Ярославлем, где с головой ушел в живопись.

А потом потянуло в родные края - в Волгоградскую область. Здесь, в Даниловке, жили родители его супруги Валечки. Как он сам говорит, приехали с ней на покой. Но никто не ожидал, что этот «покой» обернется водоворотом творческой жизни. И благодаря его приезду число живописцев в Даниловке начнет расти невиданными темпами.

-2

Жительница Даниловки Татьяна Игнатовская - в прошлом учитель русского языка, а по совместительству и рисования, говорит, что ей давно не хватало творческого общения.

- Когда мне сказали, что к нам переехал художник, захотелось с ним познакомиться, - вспоминает она. – На одном из мероприятий в ДК подошла к нему, представилась. Он сказал, что раз здесь уже два рисующих человека, то нужно организовывать студию. Вот так все и закрутилось.

-3

Она стала первым членом организованной студии живописи «Маler» (иногда на русский манер их студию называют «Маляр», но художники не обижаются). Дали объявление в газете, что открыт набор. Валерий Федорович к тому моменту сколотил мольберты, поделился с новыми ученицами кистями и красками. Показал им свои работы, рассказал, как красота, запечатленная в душе, проливается на холст.

Говорил оторопевшим ученицам, чтобы не боялись писать маслом задуманный сюжет, даже если никогда этого не делали. На словах все казалось очень легко. Но когда возрастные ученицы оказались один на один с холстом, то запаниковали. Художник говорит: «Мажьте». А что мазать-то, если руки становятся ватными от страха все испортить?

Тут подключилась Татьяна Игнатовская. С присущим учителю педантизмом стала разъяснять своим ровесницам, как разводить краски, как накладывать слои, как подчищать свои огрехи на холсте. И дело пошло. За пять лет ученицы настолько продвинулись в своем творчестве, что уже не раз выставляли свои работы, а некоторые даже начали писать на заказ.

Свою студию они называют лекарством от всех недугов и одиночества. «Они же тут все холостячки, а когда собираются вместе, да еще и заняты творчеством, то и жить становится легче», - говорит Валерий Ермолаев.

Вместе выходят на пленэры к озеру Ильмень, по будням спешат на уроки в музей, где им выделили крохотную комнатку, чтобы общаться, рисовать, делиться своими задумками.

У каждой из учениц за плечами – целая жизнь. И свой путь к живописи.

-4

С дружным коллективом художников идем от администрации к местному музею. По дороге Людмила Мелешкина сетует, что ей нечего показать - всего несколько картин осталось в студии. Остальные раскупили на выставке, которая на днях проходила в Рудне.

Говорит, что любила рисовать с самого детства, хотя свое увлечение никогда не афишировала. Но талант в мешке не утаишь.

- Однажды к нам в гости пришла соседская девочка Танюша – в зимнем пальто и шапочке. Я взяла, да и нарисовала ее карандашами на листочке, - вспоминает она. – А рисунок вставила между стеклами буфета. Когда ее мама увидела картинку, то как воскликнет: «Это же моя Танюша! Точно она – и лицо, и пальтишко, и шапочка! Кто ж ее нарисовал?» Пришлось признаться, что я.

-5

Умение рисовать пригодилось, когда она трудилась киномехаником. В ее обязанности входило не только крутить фильмы, но и рисовать афиши. Особенно любила иллюстрировать анонсы к индийским фильмам.

- Есть у людей судьба, я в это верю, - говорит Людмила Мелешкина. – Мне здесь предложили записаться в хор. И даже договорись о прослушивании. Но у меня умер муж, и от горя я просто потеряла голос. Какой уж тут хор! Но ноги сами привели сюда. Увидела, что есть художники. Решила – дай зайду. И вот, не выхожу до сих пор.

-6

Татьяна Беспалова рисовать любила с детства, но семья, заботы заставили забыть про увлечение. Когда осталась одна, стала больше времени уделять творчеству. Она прекрасно шьет, а с появлением студии живописи, еще и рисует. Ее любимая тема – русские березки. Одну из работ она выполнила для своих внуков – осенний пейзаж. Говорит, что ждет их приезда, чтобы подарить.

Даниловские художники признаются, что поначалу к их живописному хобби родственники отнеслись несерьезно. Даже посмеивались. Да и сами они не слишком верили в свои силы. Тамара Сакаева вспоминает, что долго стеснялась идти на занятия. «Я в таком возрасте, что уже не до живописных студий, - говорит она. – Но Татьяна Игнатовская меня буквально за ручку привела».

-7

Свою первую картину Тамара Васильевна рисовала всю ночь. Закончила в пять утра. От усталости заснула прямо в кресле. А когда вскочила, то поверить не могла, что это ее рук творение.

- Стала звонить сыну Васе, чтобы привез мне рамку из Волгограда для картины. А он мне с усмешкой говорит: «Хоть есть, что в рамку вставлять». Когда приехал, то очень удивился, и попросил для него тоже нарисовать родные места.

Еще одна ученица студии - Татьяна Мулина - около 40 лет живёт в Даниловке. До этого на Урале работала художником-оформителем. Рисовала, в основном, гуашью или тушью, а с маслом дела никогда не имела.

-8

- Мне очень хотелось попробовать, - говорит она. - Когда Валерий Федорович создал нашу группу, то с радостью стала ходить на занятия. У нас тут все одинокие женщины, и все очень творческие. Это превратилось в моё хобби. Люблю красоту, поэтому с удовольствием рисую. Выбираю красивые этюды, нравится изображать родные места.

Говорит, что работы дома не задерживаются. Люди с удовольствием их принимают в подарок. Но покупать холсты и краски для пенсионерок накладно, поэтому старается продавать.

- Рамочка – двести рублей, холст – 200-300 рублей, плюс краски и работа. По самому минимуму выходит 800 -1000 рублей за картину. Но и эта цена для жителей Даниловки высоковатая. Вот если бы в Волгограде продавать. Но там, наверное, своих умельцев хватает, - рассуждает Татьяна Мулина.

Она признается, что кроме пейзажей ее интересует мистика. Одна из самых любимых работ – фигура женщины, которая несет свет. Сейчас стоит жара, и трудно поймать вдохновение. Одну работу приходится по много раз откладывать.

- Когда тебе восьмой десяток и здоровье подводит - то спина, то голова болит, приходится считаться с этими особенностями, - говорит она.

-9

Самая молодая ученица студии – директор местного музея, мама четверых детей Татьяна Смирнова. Она долго наблюдала за уроками возрастных художников и никак не решалась к ним присоединиться. А на этих зимних каникулах села за холст.

Сейчас рисует по ночам. Днем мешают работа и домашние дела. Если есть вдохновение, то пары ночей хватает, чтобы закончить пейзаж или натюрморт. Муж Татьяны спокойно относится к тому, что ночи супруга проводит перед холстом. Сначала подшучивал над ее увлечением, но когда увидел законченные работы, стал относиться с уважением. Ее картины неплохо продаются. Берут, в основном, на подарки. Были случаи, когда писала на заказ. Но говорит, что все-таки нравится самой выбирать сюжет.

-10

Не менее живописный путь в творчество у Татьяны Игнатовской. Много лет проработала педагогом в Лобойковской школе Даниловского района. Преподавала русский и рисование. Когда в школе увидели художественный талант новой учительницы, перебравшейся сюда в 1990-е из Узбекистана, то стали активно привлекать ее к оформлению образовательно учреждения. До сих пор эта школа считается образцовой среди сельских по количеству и качеству исполнения иллюстративного материала.

А уже на пенсии Татьяна Игнатовская перебралась в Даниловку. По старой памяти начала работать с детьми, и до сих пор дает частные уроки рисования не только местным школьникам, но и приезжим, кто проводит в Даниловке каникулы у бабушек и дедушек. Чтобы дети не только свежим воздухом надышались, парного молока напились, но и новые знания получили – с таким посылом их отправляют к местной учительнице.

-11

Она говорит, что в студии живописи открыла для себя масляные краски. «Мне нравится рисовать маслом, потому что это картина на долгие годы, - говорит она. – Акварель, гуашь и другие краски - не долговечные, живопись маслом - на века».

Она много учится, с помощью интернета осваивает новые техники, а потом дает мастер-классы в студии живописи.

- Вот, к примеру, моя работа мастихином. Или вот этюд в мраморной технике, - показывает она. - Я «больна» рисованием. Ложусь спать и думаю о том, что буду рисовать завтра. Просыпаюсь и сразу же сажусь за работу. Этим я занята всю первую половину дня. Только потом принимаюсь за домашние дела.

-12

Вся эта живописная студия – удивительное явление, начиная от того, как они все нашли друг друга, до того рвения, с которым отдаются творчеству. Про каждого героя из этой «могучей кучки» можно писать очерки отдельно. И особого рассказа заслуживает их предводитель, художник-самоучка Валерий Ермолаев.

Это человек удивительной и непростой судьбы. Его родители были раскулачены в 1930-х годах и отправлены на север. Он появился на свет на барже для заключенных где-то посреди Белого моря и не сходил с этой баржи аж до 15 лет. Как он сам говорит, что родом из Ломоносовских мест. Оттого такая в нем сильная тяга к творчеству и знаниям.

О суровой природе Русского Севера вспоминает с большой любовью. В его маленькой мастерской, расположенной в спальне собственного дома, висят этюды, написанные с натуры, когда он в зрелом возрасте решился поехать туда снова. С этими работами он ни за что не готов расстаться, потому что вряд ли сможет снова побывать в тех местах еще раз.

-13

Вспоминает, как в старшей школе отец выписал ему по почте краски. И это было почти чудом, он их долго рассматривал, пробовал на вкус и запах. Говорит, что красота северной природы так сильно запала ему в душу, что из-за нее он и занялся живописью.

Осваивал рисование самостоятельно. Надо сказать, что любовь к этому делу он пронес через всю жизнь, легко совмещая с военной карьерой.

Когда вышел в отставку, то вместе с супругой Валентиной, оставив московское жилье сыновьям, уехал в Ярославскую область, где своими руками построил домик в маленьком селе. В его мастерской этот домик также изображен на одном из этюдов.

Это было очень плодотворное время. Тогда было написано много работ. Например, букет сирени в кобальтовой стеклянной вазе. Картина потрясает тем, насколько подробно прорисованы мелкие соцветия. Кажется, что ощущаешь их запах.

- Это долгими снежными зимами я выписывал каждый цветок, чтобы почувствовать аромат весны, - говорит художник.

За всю жизнь им нарисовано более тысячи работ, многие из которых находятся в частных коллекциях в Европе, Америке, странах СНГ и, конечно, России. Какие-то продавал. Какие-то дарил. Говорит, что старается не хранить дома большое количество картин, чтобы «потом не растащили». Хочет, чтобы они сохранились у людей, которые любят живопись. Один из самых дорогих ему северных пейзажей подарил Даниловскому музею.

-14

Портретов у него немного. Самый главный – портрет супруги Валентины, какой она ему запомнилась в первый день знакомства. Он тогда, увлеченный велоспортом, рискнул на 100-километровый заезд от Котово до Даниловки и обратно. И там встретил свою Валюшу. Вместе они 61 год.

На нынешнее увлечение супруга живописной студией она машет рукой и говорит с усмешкой: «Всю жизнь он в окружении женщин. Вот жду, когда хоть какая-то уведет его! Сколько уж можно!»

Но в творчестве его поддерживает. Знает, что в утренние часы, когда солнце освещает мастерскую, он занят рисованием и мешать ему нельзя.

Сейчас работает над огромным полотном для абхазской бильярдной. На картине – прилавок южного базара с фруктами, дичью. Говорит, что успеть нужно непременно до того времени, как поспеют мандарины. Тогда заказчики повезут урожай в Волгоград, а на обратном пути заберут картину.

- Жить без красоты невозможно, иначе будешь серым человеком, - говорит 80-летний художник. - Красота - это то, что приносит радость другим.

В своих учениц он вселяет эту радость жизни и веру в то, что им по силам сделать то, о чем даже не мечтали.