В продолжении предыдущей статьи о детских истериках, хочу написать о кризисе первого года жизни. Возможно именно с ним нам пришлось столкнуться, т.к. у Ромки начались истерики, которых раньше не было. Да, сынок всегда был капризуля, но до истерик у нас не доходило, мне всегда удавалось договориться с малышом, если он делает что-то запрещённое, отвлечь его, если очень хочет сделать что-то запрещённое и т.д..
Начавшиеся истерики и резкие перепады настроения я поначалу списывала на то, что у сына режутся зубки и поэтому он так себя ведёт.
Про кризис первого года жизни я читала много статей и книгу — «Как жаль, что мои родители об этом не знали (и как повезло моим детям, что теперь об этом знаю я)» Филиппа Перри, но Ромке ещё нет года, ему 11 месяцев исполнилось пару дней назад и мне казалось, что рановато нам до этого кризиса ещё. Но все детки разные и нет точных сроков, когда начнётся кризис. У кого-то он проявляет себя уже в 8–9 месяцев, другие дети начинают вести себя иначе ближе к дню рождения, а то и после него.
Считается, что причина кризиса – стресс, который возникает у ребенка при переходе на качественно новый этап развития. Психологи и специалисты по возрастной психологии говорят, что примерно в годовалом возрасте заканчивается младенческий период, и малыш начинает отделять себя от родителя. Это, в частности, связано с тем, что ребенок получает возможность самостоятельно передвигаться. Вдобавок у него начинает формироваться психика, появляется собственная мотивация, способность выражать мысли, возникают желания и предпочтения – он начинает осознавать себя как личность. Ребенку сложно, непривычно, его мировосприятие меняется; реагируя на это, он становится беспокойным.
Причины кризиса:
Смена рациона. В меню ребенка появляются новые продукты. Они, конечно, полезные и возможно вкусные, но непривычные. А малыши не особо любят перемены и им нужно время, чтобы привыкнуть. Ромка все новые продукты воспринимает сначала в штыки, а потом привыкает.
Масса информации. Ребенок в этом возрасте постоянно чему-то учится: новые слова, движения, навыки обращения с предметами и т.д.. Конечно, это непросто, ребёнок просто иногда не успевает переварить огромный поток информации поступающей с разных сторон, поэтому он может становиться капризным и раздражительным. Малыш пытается получить новые знания и новый опыт.
Физические нагрузки. Если раньше ребёнок часто находился на руках у мамы или папы, то сейчас ему приходится напрягать собственные мышцы, чтобы ползать, пытаться ходить, перелезать с пола на диван и обратно. Осознание собственных физических возможностей тоже провоцирует кризисное состояние. Со многими аспектами реального мира малыш еще не знаком и не понимает, почему его ограничивают, когда он пробует делать что-то интересное.
Выстраивание социальных связей. Ребёнок становится самостоятельным и начинает это понимать. Малыш пытается научиться пользоваться привычными бытовыми предметами, глядя на взрослых и перенимая их поведение. Вдобавок именно в этот период ребенок начинает понимать, что с разными людьми нужно вести себя по-разному. Например, попросить поесть можно у мамы, но не у соседки. С незнакомыми он становится недоверчивым, с родными – требовательным. Так ребенок делает первые шаги по направлению к социализации, учится формировать социальные связи.
Как проявляется кризис первого года жизни:
Каждый ребенок индивидуален, поэтому у всех кризис проявляется по разному и нет каких-либо точных критериев по которым можно этот кризис выявить.
Существуют только общие признаки, по которым можно заметить начало сложного периода. Главное – знать о такой вероятности и не пугаться, когда малыш, еще неделю назад спокойный, вдруг начинает вести себя совершенно по-другому. Если проявления сильные, можно для успокоения нервов показать ребенка врачу, чтобы не пропустить симптомы какой-нибудь болезни. Но обычно кризис легко отличить от недуга: никаких соматических проявлений нет, ребенок хорошо и гармонично развивается, меняется только характер и поведение.
- Громкий плач. Первое проявление кризиса – яркие, выраженные негативные эмоции в ответ на раздражители. Ребенок начинает плакать, причем громко, если что-то его не устраивает. Плач может сопровождаться актами агрессии: малыш может вспылить, швырнуть игрушку, топнуть ножкой или попытаться что-то сломать. Обычно причина такого крика – ребенку чего-то хочется, но ему этого не дали, он возмущен и рассержен.
Главное – понимать: потакать каждому капризу малыша не стоит, это бесполезно, а то и вредно или опасно.
- Резкие движения. Приступы агрессии, как уже говорилось, сопровождаются не только криком и слезами, но и движениями. У детей очень активная мимика и жестикуляция: это один из их способов выражать сильные эмоции. Поэтому малыш может начать топать ногами, махать ручками, сжимать кулачки. Некоторые дети могут в истерике упасть на пол и начать по нему кататься. В такой ситуации не нужно бросаться мгновенно давать малышу желаемое. Один из конфликтов ребенка в кризисный период – необходимость осознать границы дозволенного и понять, что есть пока запрещенные для него вещи. Если слишком уж баловать малыша и давать ему все, что он захочет, можно и усложнить жизнь себе, и навредить его развитию.
- Живая мимика. Когда ребенку что-то не нравится, он может насупиться, сделать обиженное выражение лица. Дети в годовалом возрасте уже прекрасно понимают простые эмоции и активно ими пользуются. Еще одним признаком кризиса может служить эмоциональная непостоянность: только что малыш смеялся и радовался, и вдруг он начинает плакать. В кризисный период мимика становится особенно живой и даже немного демонстративной. Малыш хмурит бровки, сжимает губы, щурится. Обычно такой мимикой он пытается показать упрямство, которое в год начинает проявляться особенно сильно.
- Нарушения сна. Если раньше вся жизнь ребенка была подчинена биологическим ритмам, то теперь они перестают иметь прежнее значение. Режим для него по-прежнему важен, но теперь малышу сложнее его соблюдать: это приходится делать частично осознанно, а не только по велению биологических часов. Структуры головного мозга меняются, нервная система тоже изменяется под новый возраст и новые условия. Ребенку может быть сложно привыкнуть к этому.
Ну по всей видимости у нас начался тот самый кризис, поэтому я набралась терпения и буду помогать сыну справиться с ним. По поводу того, как долго может длиться этот период — всё индивидуально, нет определённых сроков, у кого-то кризис длится месяц, а у некоторых и целый год.
P.S. Рекомендации для родителей
Дать малышу больше самостоятельности. Свобода передвижения, помощь родителям с простыми вещами – позволяйте это детям, так они исследуют мир.
Обеспечить безопасную среду для исследований и передвижений, чтобы любопытный малыш не полез в розетку или в унитаз.
Не допускать вседозволенности. Ребенок еще не знает границ и правил реального мира. Важно вовремя останавливать его, но не слишком резко. Подкупать малыша игрушками и сладостями не надо: так он быстро научится манипулировать. Запрещать что-то делать можно, но это надо обосновывать, а не давить авторитетом.
Не быть с ребенком грубыми, агрессивными. Постоянно одергивать малыша даже по безобидным поводам не только бесполезно, но и вредно для его психики.
Следить за собственным поведением. Дети многое копируют у родителей, хотят они того или нет.
Отвлекать капризничающего ребенка. Это может быть игрушка или совместная активность.
А у ваших деток был кризис первого года жизни? Если да, то в каком возрасте начался? Поделитесь в комментариях пожалуйста 🙏
Также, читайте мою статью «Детская истерика! Как её предотвратить? Как успокоить малыша?» https://dzen.ru/a/ZNnVueBxi0ikIYxF
Если вы дочитали до конца, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал ❤️