«Почему мы называем священников отцами? Ведь в Евангелии Христос говорит: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;» (Мф. 23. 9). Как же так, мы что — нарушаем Его слова?»
На вопрос отвечает протоиерей Дионисий Свечников:
— Никакого нарушения этих слов Христа мы не увидим, если не станем вырывать эту фразу из контекста Евангелия. Ведь Священное Писание — это не «цитатник» на все случаи жизни и не подборка умных фраз для украшения фотографий в соцсетях. Слово Божие — это Книга Жизни и читать ее нужно целиком, а не разбирать на отдельные фразы. Итак, вот, что написано в Евангелии:
«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!». А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23:1-12).
Здесь мы видим, с одной стороны, яркую обличительную речь Спасителя против фарисеев, с другой стороны — увещание людям как нужно поступать, дабы избежать «закваски фарисейской» (Мф.16:6).
Очевидно, что второе логически происходит из первого. Христос обличает не «корпорацию» фарисеев в целом, а духовное состояние тех из них, кто, взяв на себя учительство, не живет так, как учит сам, не исполняет закон, данный Богом, но превращает его в «беременна неудобоносимые». Господь обличает тщеславие фарисеев, жаждущих зваться учителями, и призывает учеников не поступать так. Он разносит в пух и прах эти жуткие перекосы духовной жизни и четко расставляет приоритеты – Бог, давший заповеди есть ваш Отец, а Христос есть ваш наставник, не будьте как фарисеи, нарушающие Закон, и жаждущие славы людской, «они уже получают награду свою» (Мф.6:16).
Именно в этом контексте Христос говорит: «отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». И именно в этом контексте полностью раскрывается смысл слов «все же вы — братья». Братья по духу, братья по плоти, братья по творению, братья, у которых Отец — Бог, и Учитель — Христос, а не тщеславный фарисей, «севший на седалище Моисея».
А теперь сравним образ фарисея с образом апостола и поразмыслим, можно ли назвать ученика Христова наставником. В образе апостолов мы видим людей, которые принесли Благую Весть народам, которые основали Церкви, и которые претерпели мучения и смерть за свидетельство о Христе. Своей жизнью и проповедью они стали наставниками для первых христиан, учителями и отцами для них. В этом образе нет ничего общего с фарисейской гордыней и тщеславием.
Вновь обратимся к Священному Писанию — неисчерпаемому источнику мудрости. Апостол Павел пишет: «Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:14-16). Он совершенно недвусмысленно называет себя духовным отцом Коринфской Церкви, и на правах отца наставляет своих детей в вере.
В послании к римским христианам он же пишет: «… по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество — пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение — пребывай в служении; учитель ли — в учении» (Рим.12:6-7). Также не исключает наличия учителей в среде христиан апостол Иаков: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак.3:1-2).
Таким образом, учителя и наставники были в среде первых христиан, есть они и сейчас. Но и к древним, и к современным наставникам в равной степени относится наставление Христа не быть как фарисеи. Не может священник зваться учителем и отцом, если забыл, что учить должен лишь тот, кто сам живет так, как учит. Не должен священник гордиться и тщеславиться, ведь исключительно по Божественному промыслу, а не по его заслугам дана ему особая благодать в Таинстве священства.
И главное — священник должен помнить, что учение, которое он проповедует, не его собственное, а он только помогает людям идти ко Христу, проявляя смиренномудрие. Именно так поступали апостолы, и если священник поступает так же, то, подобно апостолам, достоин зваться учителем и отцом.