Найти тему

Особенности бухучёта для продавцов на маркетплейсах

Маркетплейсы — эффективные площадки для продаж. Этот факт ежегодно подтверждают российские аналитики сферы e-commerce.

Они крепко держат позиции на рынке, вызывая интерес у предпринимателей. Ведь это идеальный вариант для тех, кто хочет быстро запустить продажи или расширить каналы сбыта.

Комфортно, выгодно и без лишнего головняка!

Однако, чтобы бизнес взлетел ракетой, а не ковылял как хромая лошадь, необходимо до мелочей продумать все организационные моменты, включая бухгалтерский учёт.

Вот этим сегодня и займёмся.

Погнали?

Плюсы и минусы торговли на маркетплейсах

Рассмотрим чем же хороши эти торговые площадки и что в них может насторожить.

Преимущества:

  • Большой поток тёплой аудитории — не нужно париться рекламой.
  • Экономия на разработке собственного сайта — адаптированную витрину маркетплейса запросто оформит даже школьник.
  • Налаженная логистика — персонал маркетплейса организует доставку своими силами.
  • Экономия на аренде склада — товар можно хранить на площадях маркетплейса.

Недостатки:

  • Комиссионное вознаграждение интернет-платформы — за пользование ресурсом, доставку и хранение товара.
  • Штрафные санкции за нарушения правил или плохие отзывы покупателей — безответственные продавцы влетают в реально космический минус.
  • Бешеная конкуренция — выделиться среди других продавцов сложно, а демпинговать — невыгодно.
  • Нет возможности коммуницировать с покупателем напрямую — о ремаркетинге и допродажах можно забыть.

Несмотря на эти неудобства, каждый год открываются новые площадки. И, надо сказать, они не пустуют.

Условия ТОПовых российских маркетплейсов

Рассмотрим самые популярные отечественные площадки.

WILDBERRIES

  • Членский взнос продавца — 30 тыс руб.
  • Комиссия площадки —10-30%.
  • Средняя стоимость доставки 70 руб.

OZON

Ветеран ниши (работает с 1998 года). Изначально здесь продавали книги. Сегодня можно найти любой товар.

  • Сервисная комиссия — 4-26%.
  • Стоимость доставки разная — 40-1200 руб.

ЯНДЕКС.МАРКЕТ

  • Комиссия 1-15%.
  • Доставка — 13-250 руб (для крупногабаритного товара цена выше).

СберМегаМаркет

  • Комиссия — 2-12%.
  • Доставка — от 50 руб.

У менее раскрученных маркетплейсов лояльнее условия, ниже конкуренция, но, вместе с тем, меньшее количество покупателей.

Нюансы бухгалтерского учёта

На маркетплейс может зайти бизнес с любой организационно-правовой формой, правда, с некоторыми ограничениями:

  • Самозанятые имеют право продавать только handmade товар (бижутерия, мыло, свечи, игрушки, сумки и т.п.)
  • ИП не могут применять патент и АУСН.

А вот компании и предпринимателей на УСН и ОСНО дискриминация обошла стороной — они работают без всяких ограничений.

Как рассчитать налог

Доходы на спецрежимах (УСН и ЕСХН) рассчитываются кассовым методом (с ориентацией на движения средств на расчётном счёте).

Важно! В состав доходов необходимо отражать полную стоимость товара, которую оплатил покупатель (несмотря на то, что на счет заходит сумма за вычетом комиссии маркетплейса).

Переходим к практике.

Давайте разберём принцип расчёта на примере.

Предположим, что вы купили товар на оптовой базе по цене 500 руб. Розничная цена, которую заплатил покупатель через маркетплейс — 1300 руб. Комиссия площадки — 250 руб. С продажи вам на счёт капнуло 1050 руб.

Налогооблагаемая база:

Для "УСН доходы" составит 1300 руб т.к. расходы не берутся в учёт.

А вот для ЕСХН и "УСН доходы минус расходы" расчётная сумма будет меньше: 550 руб (1300-500-250).

Налог:

"УСН доходы" (ставка 6%): 1300 руб * 6% = 78 руб.

"УСН доходы минус расходы" (ставка 15%): 550 руб * 15% = 82,5 руб.

Самозанятым рассчитывать налоги ещё проще. В приложении необходимо указать сумму дохода и тип покупателя (за сделку с физлицом нужно перечислить 4%, с юрлицом - 6%).

Бизнес на общей системе налогообложения в состав доходов включает полную выручку от продажи, а комиссию маркетплейса относит на прочие расходы, связанные с продажами.

Нет времени вникать в тонкости бухгалтерских расчётов и копаться с отчётностями? Специалисты нашего агентства с удовольствием возьмут на себя цифро-бумажную рутину и вы сможете спокойно заниматься развитием своего бизнеса или больше времени проводить с семьёй.

Звоните нам, определим какие услуги бухгалтера (юриста/кадровика) вам сейчас нужны: +7 915 377 27 64.