Во времена санкций редкие зарубежные картины доходят до российских кинотеатров. Всё чаще приходится организовывать «киноклубы», «предпросмотры» и идти на другие ухищрения, чтобы быть в тренде мировой культуры. Однако фестивальной комедии «Аманда» всё это не нужно. Пусть и запоздало, она пришла в Россию, и готова рассказать свою необычную историю.
Везде одна
Тема кризиса личности неоднократно поднималась в кинематографе, а поисками себя, пожалуй, не занимался только ленивый. Экзистенциальные муки терзали замужних женщин («Ешь, молись, люби»), психбольных («Планета Ка-Пэкс»), молодых журналистов («Интервью с Богом»). Обращается к этой теме и дебютантка Венецианского фестиваля Каролина Кавалли.
Главной героиней комедии «Аманда» становится, собственно, 24-летняя итальянка Аманда. Не так давно девушка вернулась из Парижа обратно к своей семье, однако пока ей не удаётся осесть на новом месте. У Аманды нет ни друзей, ни парня, а всё её поведение так и кричит о социальной неловкости.
В один день Аманда вспоминает, что когда-то у неё была подруга детства, Ребекка. И решает во что бы то ни стало восстановить былую дружбу.
Чужая среди своих
Ключевым мотивом всего фильма становится одиночество. Оно чувствуется во всех персонажах, однако больше всех, конечно, в самой Аманде. Так девушка ходит на рейвы и долго стоит в уборной, изображая, что ждёт опаздывающего друга. А порой пробирается на чужую ферму, чтобы просто погладить престарелую лошадь.
Проблемы с Ребеккой Аманда решает в столь же хаотичном стиле. Подруга детства оказывается замкнутой и нелюдимой персоной, и даже не выходит из дома. Поэтому главная героиня решает её «выкуривать».
Спасибо актрисе
И такой подростковый подход к решению проблем чувствуется во всём. Аманда — персонаж ненадёжный, хаотичный, чужой в собственной семье, и потому разрушительный. Она похожа на собирательный образ многих интроверсивных, необычных героинь, вроде Леди Бёрд и Амели, но несмотря на это обладает какой-то самобытностью.
Инфантилизм и капризность Аманды делают сочувствие к ней практически невозможным. И здесь стоит отдать должное актрисе Бенедетте Поркароли. Девушка пышет харизмой и замечательно вписывается в даже самые странные крупные кадры. Пожалуй, именно поэтому сюжет сохраняет целостность, а не рассыпается на середине. Сыграй Аманду кто-то другой, и дебют Каролины Кавалли провалился бы с треском.
С пустотой в сердце
Чтобы лучше отразить реалии современной молодёжи, режиссёр доводит некоторые сцены до абсурдного уровня неестественности. Критики сходятся во мнении, что так Кавалли хочет передать внутреннюю пустоту Аманды, ведь когда в душе темно, всё вокруг кажется ненастоящим.
Но совсем необязательно быть критиком и искателем глубинных смыслов, чтобы наслаждаться этой чрезмерной манерностью и театральностью персонажей. Для широкого зрителя она откликнется в сердце картинами «Что мы делаем в тени», «Отель Гранд Будапешт», «Амели».
Смех от безысходности
Главный вопрос, который может терзать всех, кто купит билет на «Аманду» в кино — а не ошиблась ли Каролина Кавалли с жанром? Ведь, несмотря на концовку и обилие разного вида шуток, фильм оставляет после просмотра чувство лёгкой опустошённости и печали.
В этом, пожалуй, и заключается вся прелесть «Аманды». В отличие от приевшихся однотипных комедий и, тем более, ромкомов, эта картина не ставит своей главной целью заставить весь зал икать от смеха. Она, скорее, рассказывает абсолютно реальную историю чьей-нибудь жизни. При этом щедро сдабривая её грубоватыми репликами и искромётными колкостями, в духе: «Я не помешалась на Иисусе, он мне просто как человек нравится».
Вердикт
Несмотря на сумбурность и хаотичность, свойственные фильму «Аманда» из-за поведения главной героини, в рамках жанра картины хочется говорить о роуд-муви. Бесцельные, на первый взгляд, хождения девушки по кругу, однотипные диалоги и взаимодействия с персонажами всё же приводят девушку к мысли о том, что нельзя просто «повзрослеть». От смены возраста жизнь не останавливается, а приключения не пропадают, если ты этого не хочешь.
Посмотреть эту картину стоит хотя бы раз. Насмотренному зрителю она понравится количеством отсылок на других мастеров кинематографа. Кого-то зацепит картинкой, а кого-то — близостью проблем главной героини. Как бы там ни было, если вы ещё не знаете, чем занять вечер выходных, настоятельно рекомендуем вам познакомиться со слегка грубой, безумной и чертовски харизматичной итальянкой Амандой.
Елена Фокина
Фото: kinopoisk.ru