Всем привет, поговорим немного о RVSM, тоже нужно знать летая в сим.Вообще все нужно знать:) и тогда полет будет всегда интересным и не будет складываться ощущения "что же же мне делать дальше в данной ситуации". По немногу буду сюда выкладывать важную инфу для Вас:) приятного чтения, будут вопросы , я на связи:)
RVSM – reduced vertical separation minimum.
Введение RVSM направлено на:
· Повышение пропускной способности ВП;
· Снижение рабочей нагрузки на диспетчера;
· Обеспечение пользователей ВП улучшенной операционной средой.
В результате внедрения RVSM появилась возможность планировать и выполнять полеты по оптимальным вертикальным профилям для конкретного типа ВС. Объем экономии топлива составляет 0,5-1%, пропускная способность ВП увеличилась ≈20%.
История вопроса.
В конце пятидесятых годов было признано, что в результате снижения точности измерения давления барометрическими высотомерами, необходимо увеличить минимумы вертикального эшелонирования до 2000ft (вместо 1000 ft) начиная с FL290. Такая система эшелонирования была введена в 1960 году. В конце семидесятых годов, столкнувшись с повышением цен на топливо и требованиям по более эффективному использованию воздушного пространства, ИКАО провело исследования в Европе, Канаде, США и Японии с целью:
· Определить точность выдерживания высоты;
· Установить причины погрешностей;
· Определить технические требования к минимальным характеристикам бортовых систем (MASPC).
Исследования показали, что сокращение вертикального эшелонирования безопасно, рентабельно и возможно без требования чрезмерных технических требований. Планирование RVSM началось в ВП Северной Атлантики в 1990. Первая стадия полетов началась в марте 1919 г. в диапазоне FL330-370, в рамках второй стадии диапазон был расширен до FL310-390.
На текущий момент RVSM установлено в диапазоне FL290-410 включительно, что позволило ввести в эксплуатацию дополнительно 6 эшелонов.
Требования RVSM.
Для полетов в пространстве RVSM необходима спецификация ВС и персонала (экипажи, диспетчера, инженерно-технический состав).
Для полетов ВС в пространстве RVSM должно быть оборудование:
· Две независимые системы измерения высоты (ADC);
· Система оповещения покидания высоты;
· Автоматическая система контроля и выдерживания высоты (АР);
· АТС транспондер с системой передачи данных о высоте (вторичный радиолокатор).
!!!TCAS для полетов в RVSM не требуется, но его работоспособность может требоваться другими документами (РПП или MEL эксплуатанта).
Сертификация.
К полетам в RVSM допускает либо государство эксплуатанта, либо государство регистрации ВС в лице уполномоченных органов. В РФ этим занимается ФАВТ Росавиация. Допуск оформляется на стандартном бланке в соответствии с Приложением 6 «Эксплуатационные спецификации». Является одним из видов судовой документации.
Сертификация производится по следующей документации:
· Doc.7030
· Doc.9574
· TGL №6 (Temprorary Guidance Leaflet №6) или его эквивалент FAA-91RVSM (американский).
Планирование полетов.
Экипаж ВС, допущенного к полетам в RVSM, должен вставить «Wв графу 10 в FPLне зависимо от запрашиваемого эшелона полета.
Максимальное отклонение в показаниях высотомеров.
Перед взлетом показатели двух основных систем указания высоты в пределах, обозначенных FCOM (РЛЭ), но в любом случае максимальная величина не должна превышать 75ft (25м).
Во время разрешенного перехода с одного эшелона на другой, ВС не должно проходить выше или ниже разрешенного эшелона более чем на 150ft (45м).
В полете показания как минимум двух основных систем измерения высоты не должны расходиться более чем на 200ft (60м).
Перекрестный контроль показаний основных систем должен выполняться каждый час с записью в OFP/CFP (operational или calculation flight plan) или по отечественному ШБЖ.
Ошибки измерения высоты.
Если в ходе полета пилот получает сообщение о том, что в соответствии с показаниями системы контроля за характеристиками выдерживания высоты, его ВС выполняет полет с TVE, превышающей -/+ 300ft (90м) и/или с ошибкой ASE, превышающей +/- 245ft (70м), то пилот выполняет принятые региональные правила для обеспечения безопасности полета своего ВС.
TVE – total vertical error.
ASA – altimeter system error (погрешности бортового оборудования).
AAD – assign altitude deviation (эксплуатационная ошибка экипажа).
Если служба ОВД сообщает пилоту, что AAD его ВС превышает 300ft (90м), он принимает меры для возможно более быстрого возврата на свой эшелон.
Все ВС контролируются с помощью станции контроля за характеристиками выдерживания высоты HMU (height monitoring unit), которые расположены в Европе (Lins/Австрия, Женева/Швейцария, Страмбул/Великобритания, Ноттенгейм/ФРГ), в США и Канаде расположены 7 станций HMU/GMU.
В соответствии с Приложением 6 проверка оборудования ВС производится 1 раз в 2 года или каждые 1000 часов налета.
Фразеология RVSM.
CONFIRM RVSM APPROVED – запрос от диспетчера подтвердить допуск к полету RVSM.
NEGATIVE RVSM – доклад пилота об отсутствии допуска к полетам по RVSM при первоначальном вызове на любой частоте или во всех запросах изменения эшелона и при всех повторах.
AFFIRM RVSM – доклад пилота о наличии допуска к полетам RVSM.
UNABLE RVSM DUE TURBULENCE – доклад пилота при полете в условиях сильной турбулентности, влияющей на характеристики, требуемые RVSM.
UNABLE RVSM DUE EQUIPMENT – доклад пилота об ухудшении или отказе оборудования ниже MASPS.
READY TO RESUME RVSM – доклад пилота о возможности возврата к полету по RVSM после устранения неполадок оборудования или выхода из зоны турбулентности.
Особенности RVSM в РФ.
РФ перешла на RVSM с 17.11.2011г. В РФ применяется таблица крейсерских эшелонов RVSM, практически совпадающая с таблицей ИКАО (отсчитывается от истинного меридиана, а в ИКАО – от магнитного).
При взлете ВС и полете до эшелона перехода диспетчер задает, а пилот подтверждает высоту в метрах (если по QFE) или в футах (если по QNH), в зависимости от того, как это опубликовано применительно к конкретному аэродрому.
После пересечения высоты перехода диспетчер задает, а пилот подтверждает и выдерживает высоту в номерах эшелонов (в футах).
При снижении ВС до эшелона перехода диспетчер задает, а пилот подтверждает и выдерживает высоту в номерах эшелонов (в футах). После эшелона перехода диспетчер задает, а пилот подтверждает и выдерживает высоту в метрах (если по QFE) или в футах (если по QNH).
Особенности RVSM в Китае.
Китай перешел на RVSM 21.11.2007 г. Для полета в ВП Китая на борту ВС необходимо иметь таблицу крейсерских эшелонов Китая (эшелоны отличаются от ИКАО на 100ft).
При полете диспетчер дает эшелоны в метрах, пилот подтверждает в метрах, а выдерживает в футах в соответствии с Китайской таблицей эшелонов.
Для перехода с FL Китая в ВП РФ или ФИР Монголии используются буферные зоны, которые устанавливаются по взаимному согласию между государствами. Информация об этих зонах публикуется в AIP государств.