Найти тему
Логист со стажем

Логистика e-commerce на пальцах #1.1 Ассортимент

Изображение от ru.freepik.com
Изображение от ru.freepik.com

Ностальжи

Первым интернет-покупкам многие из нас наверное должны быть благодарны китайцам. Их прорывной в России проект AliExpress по сути открыл в 2010 году эпоху активного использования дистанционной торговли. Именно благодаря китайскому маркетплейсу, мы научились не боятся покупать через интернет.

Именно в то время стали активно появляться нишевые интернет-магазины, которые предлагали купить товар с последующей ее доставкой.

Конечно на тот момент доставка была очень больным местом для онлайн-площадок. Большая часть магазинов работала по схеме - "Доставка до ТК". То есть существовавшие на то время "Деловые Линии", СДЭК, Байкал - Сервис, а чаще всего наверное - Почта России, использовались следующим образом.

Покупатель оформлял заказ на сайте. После этого с покупателем связывался интернет-магазин и предлагал доставку одной из транспортных компаний, которые присутствовали в регионе заказчика. После согласования интернет-магазин перемещал товар в ТК и полностью оформлял заказ за счет получателя. На этом миссия интернет-магазина заканчивалась. Далее ТК груз через какое то время доставлял до филиала компании в регионе получателя и оповещал его о том, что можно приходить забирать, ну или оформляли доставку на адрес. Получатель получал заказ и оплачивал доставку.

На тот момент это казалось очень понятная и продвинутая схема. Но шло время и сейчас логистика e-commerce находится уже на совсем другом качественном уровне.

Сейчас операторы доставки предлагают для бизнеса просто невероятные, для описанного выше периода, услуги.

Интернет-магазин имеет возможность принимать оплату сразу на сайте, а не по банковским реквизитам, когда покупатель шел в банк и переводил необходимую сумму отправителю (если речь идет о предоплате). В логистике так же для интернет-магазина есть все условия.

Курьер приезжает к вам на склад и забирает заказы, которые вы предварительно уже промаркировали этикетками. Далее после приемки оператором доставки всех заказов, их отвозят на сортировочный центр вашего региона и уже там распределяют по направлениям (север-юг). Быстрые магистральные челноки развозят заказы по ключевым сортировочным центрам, которые уже распределяют заказы по ХАБам в зависимости от направлений.

Изображение от ru.freepik.com
Изображение от ru.freepik.com

Все это время получатель понимает - где его заказ и когда плановая дата прибытия в его регион.

То есть логистика тогда и сейчас это две разные вещи, абсолютно отличающиеся по своей технологичности и быстроте. Настраивать логистику 10-15 лет назад было исключительно сложнее, чем сейчас. не было интеграций с сайтом и все оформление заказов было в ручном режиме. естественно это отнимало кучу времени и влияло на сроки доставки.

Как же логисту действовать в нынешней ситуации?

А для ответа на это вопрос, логист должен ответить на три других основных вопроса.

Задача

Есть интернет-магазин, в котором необходимо настроить логистику. С чего начать?

Самым первым логисту нужно понять - Что будет продавать интернет-магазин?

Ассортимент

От ассортимента зависит очень многое, и прежде всего выбор перевозчика. Одно дело искать транспортную компанию, которая возит замороженные продукты, а другое дело искать оператора доставки, который специализируется на перевозке крупногабаритных грузов. Естественно, если ассортимент "худо-бедно" классический, например "Товары для дома" - то и искать нужно перевозчика классического, который тебе и иголку отвезет и сейф 70-ти килограммовый.

Изображение от ru.freepik.com
Изображение от ru.freepik.com

Ассортимент изучаем в первую очередь еще и потому, что операторы доставки даже при своей напускной универсальности - имеют ограничения по весогабаритным характеристикам. Особенно зависимы от размерных величин компании, которые специализируются на доставке в постаматы или кассы магазинов (5Post, Сберлогистика).

И если вы продаете клюшки и шайбы, то не все операторы доставки смогут доставить и то и другое, а возьмутся возить только шайбы, потому что клюшки не будут проходить по ограничению "по самой длинной стороне".

Почему еще так важен ассортимент? Из-за его возможной специфики. Не каждая транспортная компания возьмется за перевозку жидкого мыла или монтажной пены. При мониторинге позиций, которые вы собираетесь доставлять через аутсорсинг, вам нужно понимать - какой процент хрупкого товара, какой процент запрещенных и опасных грузов (а под них подходят любые баллончики под давлением, например). И нужно четко для себя понимать, что если объем продаж будет зависеть от каждой позиции интернет-магазина, то и перевозчик должен соответствовать всем основным трендам вашего ассортимента.

При рассмотрении ТК вам необходимо сначала изучить перечень товаров, которые не принимаются к перевозке.

Информация с официального сайта DPD
Информация с официального сайта DPD

Такая информация обычно выложена на сайтах компаний перевозчиков и не составляет никакого секрета, так как сам перевозчик хочет сохранить свою репутацию в плане бережной перевозке и не хочет, что бы ваш лавандовый гель для душа в пятилитровой канистре залил партию последних айфонов, которые передали к перевозке другие интернет-продавцы.

Изображение от ru.freepik.com
Изображение от ru.freepik.com

Обычно компании смотрят на то, что им передают к перевозке - "в пол глаза". Особо это никто не контролирует и всплывает это обычно, когда что то где то загорится, взорвется или прольется на незащищенные руки, оставляя ожоги. Начинаются никому не нужные разборки, штрафы, судебные тяжбы и прочие неприятности. Поэтом важно понимать, обойдется ли ваш потенциальный покупатель без некоторых позиций вашего ассортимента. И если вы думаете, что не обойдется, то вопрос решается с помощью перевозчиков, которые специализируются на перевозке опасных грузов. Но тут же нужно понимать что и ценник для доставки будет совершенно другой.

Еще немаловажным фактором является то - сколько мы зарабатываем на товаре, продавая его дистанционно. дело в том, что если чистая прибыль с заказа будет 1000 рублей, а его доставка обойдется в 1500 рублей, то мягко говоря такая доставка вам не нужна а вот скажем доставка в 500 рублей для того же заказа будет в самый раз. То есть если ассортимент низкомаржинальный (ввиду огромной конкуренции, например), то вам конечно не подойдут операторы доставки, у которых тарифная сетка средняя и выше. И придется искать оператора с "низкой социальной ответственностью", который по какой то причине так же будет демпинговать, а это попахивает банальным провалом в качестве доставки и последующим негативом от получателя, который выльется в общее неприятие вашего сервиса.

Итак подытожим, что же нам нужно знать о нашем ассортименте под доставку которого мы ищем себе перевозчика для дистанционной торговли.

  1. Весогабаритные характеристики каждого товара
  2. Класс опасности
  3. Особенности при перевозке (температурный режим, или перевозка в определенном положении, хрупкость, необходимость в допупаковке - обрешетке и пр.)
  4. Валовый доход с единицы товара

Логисту важно понимать - что ему нужно возить. Поэтому ассортимент - первое, с чего необходимо начать подготовку к организации доставки интернет-магазина.

Весь материал проекта