Бич современности – диабет 2 типа. Зачастую диагноз ставится без дополнительного обследования, сразу, как только в кабинет входит человек возраста 50+, имеющий результат обследования на уровень сахара, который явно выходит за допустимые значения.
Вопрос, почему не проводятся дополнительные обследования задавать мне не нужно, поскольку ответа на его у меня нет!
Это вопрос к вашему доктору. Я не врач, и могу только описать причины, а проводить обследования, ставить диагноз и назначать терапию имеет право ТОЛЬКО ВАШ ЛЕЧАЩИЙ ВРАЧ! Никогда не забывайте об этом! Главный принцип - не навредить, самолечение недопустимо!
Одно могу сказать совершенно точно – результат высокого сахара натощак далеко не всегда свидетельствует о диабете второго типа, даже если он впервые выявлен у человека, как принято говорить, серебряного или золотого возраста.
Давайте разберем причины повышения уровня сахара в крови, которые могут проявиться не в юности. Про диабет первого типа мы сегодня говорить не будем, это совершенно другая тема, о которой я имею весьма туманное представление.
Я говорю именно о людях моего возраста и старше.
Естественно, сдаем кровь на определение гликированного (гликозилированного) гемоглобина. Это не определение уровня сахара в крови, это определение уровня засахаренности эритроцитов крови, их гликирования. Недаром просторечное название анализа засахаренный гемоглобин. В любой лаборатории вас поймут, если вы скажете такое название.
Уровень гликогемоглобина ничего не скажет о причинах высокого уровня сахара, он просто покажет уровень проблемы, то есть примерный уровень сахара в крови за последние три месяца. Если показатель серьезно отличается от показаний уровня сахара в крови, значит проблема появилась недавно, и захватили проявление в самом начале. Но так бывает редко, ведь высокий сахар не особо чувствуется, особенно на начальном этапе. Поэтому к моменту начала обследования гликогемоглобин обычно соответствует уровню сахара в крови. Тем не менее, пренебрегать этим анализом нельзя, во-первых, это даст картину состояния крови, а во-вторых, сможет, пусть и косвенно, помочь в определении виновника высокого сахара.
Первое, что нужно непременно исключить, это LADA-диабет. Если выяснится, что это он, то, несмотря на возраст, придется идти по протоколу диабета первого типа, который вообще никак не пересекается со вторым. LADA-диабет – это диабет первого типа, запоздавший со своим стартом. Расшифровывается как латентный аутоиммунный диабет, то есть именно диабет первого типа.
Как определить, что это не второй тип, а LADA-диабет? И вообще, какое обследование нужно обязательно пройти при выявлении высокого уровня глюкозы в крови, для исключения LADA-диабета?
1.Сразу, после выявления высокого сахара в крови, необходимо сдать анализ, который называется индекс HOMA, этот анализ показывает наличие инсулинорезистентности и ее уровень. Чем выше показатель, тем хуже клетки тела сотрудничают с инсулином.
Если же этот анализ в норме, да еще и на минимальных значениях, значит высокий уровень сахара не имеет причиной диабет 2 типа. И нужно найти истинные причины.
2.При получении нормального результата индекса HOMA, показывающего отсутствие инсулинорезистентности, либо недостаточное количество инсулина, нужно сдать анализ на наличие антител к бета-клеткам поджелудочной железы. Если они есть, следовательно, это аутоиммунная проблема, то есть тот самый LADA-диабет, и лечение уходит в протокол диабета первого типа.
К сожалению, на консультацию приходят люди, которым ошибочно поставлен второй тип диабета, при этом не проведены необходимые исследования. После обследования доктора, конечно, извиняются, или просто приходится менять доктора. Но главное выявить проблему как можно раньше!
Если при нормальном показателе индекса HOMA антител не обнаружено, значит проблема может крыться либо в воспалительных процессах поджелудочной, которая не справляется с выработкой нужного количества инсулина, либо в проблемах печени, которая избыточно поставляет гликоген в кровь.
То есть вы фактически поступаете в распоряжение терапевта.
Кстати, в группах по подбору питания есть участники из многих стран мира, и в некоторых странах, оказывается, эндокринологи занимаются только диабетом первого типа, а всех остальных ведут терапевты.
Сначала меня это удивляло, но потом я пришла к выводу, что это действительно идеальный вариант!
Ведь при отсутствии аутоиммунных проблем нужно полностью обследовать и поджелудочную, и печень. И эта задача как раз идеально подходит терапевту. Я понимаю, что сейчас в меня полетят гнилые помидоры и начнутся гневные речи про то, что докторов нет, и ситуация безвыходная.
Но ведь, если на этом этапе, в самом начале, не найти терапевта, который возьмется за вас, потом усилий и лечения понадобится кратно больше.
В определении виновника косвенно поможет уровень гликогемоглобина. Если вина на поджелудочной, то уровень гликированного будет соответствовать уровню сахара в крови. Возможно, поджелудочной на время восстановления понадобится серьезная помощь, и будут временно назначены инъекции инсулина. Это будет решать только врач! Естественно, он вам объяснит, что это нужно для того, чтобы поджелудочная быстрей восстановилась, и после ее восстановления необходимость в инъекциях уйдет. Если это не первый тип диабета, то инсулин действительно бывает временным назначением, не нужно его отрицать, если врач объяснил вам, что это необходимо.
Отказываться от назначений врача нельзя! Главное – здоровье, и, если доктор сказал, что в настоящий момент инсулин необходим, значит он действительно необходим. Не нужно пугаться. Пожизненно он назначается только при диабете первого типа, во всех остальных случаях доктор будет наблюдать за процессом и со временем отменит инсулин. Естественно, при условии, что вы будете выполнять все рекомендации.
Если же уровень сахара в крови натощак достаточно высок при вполне умеренном показателе гликогемоглобина, то это может означать два варианта – либо вы застали процесс в самом начале, и не прошло еще три месяца с момента начала проблем, либо, что более вероятно, высокий сахар подкидывает печень, и он может оказаться высоким только в первой половине дня, даже только с утра, а дальше все в полном порядке.
Правда, при запущенных проблемах с печенью, высокий печеночный сахар держится круглые сутки. И это тоже указывает на печень. Доктора обычно предлагают провести суточный мониторинг сахаров, и, если видно, что сахар не зависит от еды, то есть высокий, но примерно одинаковый круглые сутки, это тоже указывает на проблемы именно с печенью.
Печеночные проблемы с высоким сахаром решаются восстановлением печени, ведь это единственный орган нашего тела, обладающий способностью к регенерации. Печени просто нужно помочь. Только не новомодными чистками и баночками со всяческими бадами, а визитом к доктору! Врач, и только врач имеет право назначать и корректировать прием нужных вам средств.
Всегда говорила и буду говорить, что, не имея медицинского образования, можно разобраться в причинах, но для их устранения необходимо обращение к доктору!
Главный принцип – не навреди! Никакие бады и прочее не смогут решить проблему, вы просто обязаны, даже если проходили обследование самостоятельно, предоставить результаты доктору и получить назначения от него!
Все, что сказано выше, сказано о наличии хорошего результата индекса HOMA, то есть при отсутствии инсулинорезистентности, которая, собственно говоря, является основополагающим фактором именно диабета второго типа.
Если же индекс HOMA вышел за пределы нормы, и, скажем так, значительно вышел, то это как раз и есть типичный вариант диабета второго типа.
Бывают исключения, но только при длительном некомпенсированном диабете, когда человек попросту перестал поддерживать свое здоровье и поджелудочная настолько измождена выработкой избыточного количества инсулина, что попросту неспособна вырабатывать его в том количестве, которое нужно при инсулинорезистентности.
Во всех остальных случаях индекс HOMA у второтипников будет выше нормы.
И вот здесь опять-таки нужно смотреть, зависит уровень сахара в крови от питания или нет. Если скачков при приеме пищи почти нет, но при этом уровень сахара высокий круглые сутки, нужно опять-таки браться за восстановление печени. Это ее излишняя забота, ее тревожность, заставляет ее излишне подливать гликоген в кровь.
У здорового человека она делает это в трех случаях – утром, чтобы дать энергию клеткам для начала дня, днем – если вы пропустили прием пищи, чтобы вы не рухнули от усталости, и при стрессе – чтобы у вас были силы либо драться, либо убегать.
А вот у второтипника она делает это при любом удобном и неудобном случае – льет и льет. И поджелудочная, вырабатывая инсулина значительно больше, чем требуется (именно об этом говорит высокий индекс HOMA), все равно не может нормализовать сахар даже в промежутках между едой.
Восстановление печени имеет при высоком индексе HOMA имеет еще более важное значение, поскольку поджелудочная у второтипников и так работает как Стахановец, преодолевая инсулинорезистентность, так еще и дополнительный сахар постоянно в кровь поступает. Это нужно восстанавливать экстренно!
И, опять-таки, только через терапевта или гепатолога. Нельзя обойтись без доктора просто потому, что нельзя. Вариантов нет!
Ведь ни у кого не возникает сомнений в том, что при больном зубе нужно бежать к доктору, а вот при проблемах с печенью отчего-то все становятся грамотными, и думают, что справятся сами. Не справитесь! Печень ничем не проще восстановить, чем вылечить зуб. Так что, если у вас высоченный сахар круглые сутки, и практически не зависит от приема пищи, просто бегом к терапевту!
Правда, есть один нюанс. На группах я предлагаю при визите к терапевту говорить, что просто хотите восстановить печень, типа возраст и все такое. Если есть результаты обследований, подтверждающих проблемы с печенью – обязательно взять их с собой. А вот о том, что вы таким образом хотите нормализовать сахар, лучше терапевту не говорить. Видимо, связь высокого уровня сахара с печеночными проблемами стали преподавать не так давно, и далеко не все терапевты в курсе. Так что просто говорите, что решили помочь печени восстановиться. Я не шучу, увы, таковы реалии современности.
Я с уважением отношусь к докторам, но, к сожалению, зачастую вижу равнодушие, граничащее с желанием просто побыстрее избавиться от пришедшего на прием. Так что спасение вашей печени напрямую зависит от вашей способности убедить доктора, что вы реально решили восстановить печень до молодого состояния, узнав о ее способности к регенерации. Препаратов для этого в наше время множество, и правильно подобрать тот, который подходит именно вам, может только доктор. Так что репетируем взгляд кота из Шрека и идем к терапевту.
И вот после всего, что сказано выше, после того как вы исключили проблемы поджелудочной и занялись помощью печени, снова повторюсь – только с доктором, остается последняя причина – ее высочайшее вреднейшество инсулинорезистентность!
Возвращаемся к истинному диабету второго типа.
Это показатель именно второтипника. Когда наши клетки не очень хорошо взаимодействуют с нашим инсулином.
Увы, полностью избавиться от инсулинорезистентности не получится. Она исчезает на время после пробежки в несколько километров, но, к сожалению, далеко не всем из нас вообще разрешены такие нагрузки, у многих пробежка может иметь печальные последствия, и, кроме всего, при проблемах с печенкой такая нагрузка даст скачок сахара.
Да и те, кто может таким образом убрать на день свою инсулинорезистентность, вряд ли смогут позволить себе так бегать ежедневно. Так что вернемся в реальность и не станем мечтать попусту.
Что мы можем сделать в нашей инсулинорезистентностью в реальной жизни?
Физические нагрузки непременно должны быть, но не те, которые ведут к рекордам. Нам нужно здоровье, а не рекорды. Поэтому наращиваем нагрузку очень медленно и аккуратно.
Если для вас максимальная нагрузка – сходить в ближайший магазин за молоком, то не нужно устраивать сразу часовую прогулку. Тело не любит, когда с ним так обращаются. Или, если вы всегда ездили на лифте, не нужно сразу подниматься на пятый этаж пешком.
Поднимитесь на один этаж, не больше. Когда привыкнете, добавьте еще один, и так постепенно, ваша нагрузка вырастет.
Именно постепенность и аккуратность – наш путь.
И, естественно, питание. Наша особенность в том, что у каждого второтипника клетки предпочитают получать фруктозу из разных продуктов. Странно, конечно, но это так.
Инсулинорезистентность не срабатывает одинаково на все продукты. Когда я поняла, что это так, я не стала дожидаться объяснений со стороны ученых. Я просто приняла это как нашу отличительную черту. Каждый второтипник уникален!
И каждый может подобрать для себя продукты, которые будут усваиваться, и глюкоза, полученная из углеводов которых не будет часами болтаться в крови.
Для нас есть разница какие именно углеводы у нас в тарелке. И на разные продукты с одинаковым количеством углеводов каждый из нас реагирует по-своему.
И это прекрасно!
Нужно просто-напросто найти свои продукты, и составить из них свой идеальный рацион. Согласитесь, подобрать продукты и запретить все это совершенно разные задачи.
И задача подбора куда более приятная.
Мы можем питаться вкусно, сытно, разнообразно, и при этом не получать скачков сахара после еды. Главное не опускать руки и не уходить в ряды нельзяшечек, которые боятся всего на свете и живут в постоянной обиде на весь мир, жалея себя и не видя просвета в будущем.
Если не знаете, с чего начать – начните с доктора, устраните первые две причины, подтвердите, что у вас именно типичный диабет второго типа и займитесь вплотную собой.
Для начала можно готовить по моим рецептам, в каталоге их более чем достаточно. Ссылка на каталог рецептов, размещенных на канале Перехитри диабет на Дзене, будет внизу статьи. Постепенно вы начнете готовить для себя сами, что-то будете менять, что-то подгонять под свой вкус.
Мои рецепты построены таким образом, чтобы они подошли максимальному числу второтипников. Но все равно, нужно сначала советоваться со своим глюкометром. Он наш верный друг, он если и приврет, то общую картину все равно покажет.
Наши традиционные вторничные посиделки начнутся в 20-00 по Московскому времени. Как всегда, будет время для того, чтобы задать вопрос в прямом эфире и получить ответ.
Приходите, у нас интересно!
С уважением, Мари Дениз