Найти тему
Jink

Дьявол Рабаула. Хироёси Нисидзава

Хироёси Нисидзава, самый результативный ас Японии. Число побед этого летчика, как и у большинства японских пилотов, точно неизвестно. Сослуживцы Нисидзавы указывают количество сбитых им самолетов - от 103 до 202. Его товарищ по оружию, не менее знаменитый Сабуро Сакаи говорил о нём так: «при виде его, все думали, что ему надо на больничную койку. Он был высоким и даже долговязым для японца, при росте 176 см он весил чуть более 60 кг и имел чрезвычайно измождённый болезненный вид. Его ребра резко проступали через кожу».

Друзья Нисидзавы хорошо отзывались о его совершенной технике в дзюдо и даже в сумо, но более заметными для них были его вечные страдания от малярии и тропических кожных заболеваний. Желтушная бледность не сходила с его лица.

Под стать внешности был и характер Хироёси. Холодный и молчаливый он почти не имел друзей. Но тот, кто прошёл его внутренний отбор, получал безоговорочную преданность и самоё надёжное прикрытие в бою. Таковыми были Сакаи и Ота.

Для большинства же он оставался молчаливым изгоем. Даже после большого количества побед и безупречного пилотирования, он так и не стал кумиром для молодых японских лётчиков.

"Все, кто видел, как он летал, – вспоминал Сакаи, – считали его дьяволом». В этом были единодушие, никто не делал с истребителем то, что он делал со своим Рэйсеном".

В дополнение к безупречной технике пилотирования у него, от природы, был глаз охотника, способный разглядеть вражеский самолет, прежде чем его товарищи могли даже предположить наличие его в воздухе.

Даже когда новые американские самолеты завоевали господство в тихоокеанском небе, лётчики его эскадрильи были убеждены, что он в своём повидавшем виды Рэйсене останется непобедимым. И время подтвердило это.

-2

Хироёси Нисидзава родился 27 января 1920 года в горной деревне в префектуре Нагано. В 16 лет, в июне 1936 года, он откликнулся на призыв добровольцев в лётную службу военного резерва и подал заявку на поступление.

В марте 1939 года он закончил курс лётной подготовки. До октября 1941 года, до назначения в Титосэ, он нёс службу в авиационных группах Оита, Омура и Сакура. После атаки на Перл-Харбор и начала войны с США он вместе с другими необстрелянными лётчиками прибывает на недавно захваченный остров Новая Британия, где часть летает на А5М Клод.

Свою первую победу Нисидзава одерживает в бою с двумя летающими лодками Catalina Королевских ВВС Австралии. Он смог подбить летающую лодку под управлением лейтенанта Дж. Э. Хемсворта, который не без труда смог дотянуть до базы в Порт-Морсби.

С захватом в феврале 1942 года Саруми и Гасмату в западной части Новой Британии были оборудованы новые посадочные полосы и из отдельных групп сформирована 4-я воздушная группа. Их укомплектовали новыми A6M2 Zero. Нисидзава получил машину с тактическим номером 105.

-3

Начались боевые будни. Основными противниками здесь были Curtiss P-40 и Bell P-39 Airacobra.

В начале марта японцы высадились в северо-восточной части Новой Гвинеи и захватили Лаэ и Саламауа. Отряд истребителей под командованием капитана Масахиса Сайто перебазировался на взлетно-посадочную полосу среди джунглей в Лаэ.

"Самый плохой аэродром, который я когда-либо видел", – по оценке Сабуро Сакаи. А его ведомый, Тосиаки Хонда, радостно описал Лаэ как "лучшие охотничьи угодья на земле". Он имел в виду Порт-Морсби, гнездо союзных сил, находящееся в трёх сотнях километров.

Хироёси Нисидзава, Сабуро Сакаи, Тосио Ота в противостоянии с союзниками с Порт-Морсби оттачивают своё мастерство и увеличивают счёт побед.

В один из дней с его подачи шесть Зеро в честь дня рождения Императора Хирохито обстреляли взлетное поле Порт-Морсби.

Американцы не отреагировали. Крупный воздушный бой состоялся 1 мая. Восемь Zero столкнулись с 13 P-39 и P-40, летящими на высоте 5 с половиной тысяч метров.

-4

Неожиданной атакой Нисидзава с соратниками сбили восемь самолётов американцев. Остальные тут же вышли из боя. В этот день товарищи впервые увидели Нисидзаву выпрыгивающего из кабины с воздетыми вверх руками и с широкой улыбкой на лице.

Смутившись, он ушел, а его техник с довольной улыбкой показывал три пальца. На протяжении следующих недель три товарища, практически ежедневно, увеличивали счёт побед группы, пока их аэродром в Лаэ не подвергся налёту B-25 3-й бомбардировочной группы бомбардировщиков.

Весь день шло восстановление полосы. Грустные от безделья Нисидзава, Ота и Сакаи слушали австралийское радио. Звучала жуткая мелодия Камиля Сен-Санса Дэнс Макабре. Нисидзава предложил друзьям исполнить свою аранжировку танца смерти.

Он изложил идею психологической атаки на Порт-Морсби с низкими пролётами тройкой и демонстрационными петлями над их полем. "Это должно свести их с ума на земле!", – сказал Нисидзава. На что Ота ответил: "Это будет весело!".

17 мая Тадаси Накадзима повёл свои истребители на нейтрализацию Порт-Морсби. Он ничего не знал о планах своих ведомых. Отбив атаки трёх соединений союзников, японское соединение легло на обратный курс.

Сымитировав преследование самолёта противника тройка Рейсенов вернулась к Порт-Морсби, где в плотном строю исполнили задуманное шоу, под аплодисменты зениток. Никто не взлетел.

Посчитав это недостаточным повторили три цикла на другой высоте и вернулись на базу с двадцатиминутный опозданием от основной группы.

Лейтенант Дзюити Сасаи срочно вызвал их в штаб. Когда Нисидзава прибыл, Сасаи показал ему письмо. "Знаете, где я нашёл эту штуку?", кричал он. "Нет? Я скажу вам, идиоты, его сбросили нам на базу несколько минут назад с вражеского самолёта!". Письмо, написанное на английском, гласило:

"Командующему Лаэ: мы были впечатлены действиями трёх пилотов, посетивших нас сегодня, нам всем понравились их петли, когда они пролетали над нашим полем. Это были настоящие выставочные полёты. Мы были бы признательны, если бы сюда вернулись те же пилоты, в зеленых шарфах на шее. Мы сожалеем, что не смогли уделить им больше внимания, но мы позаботимся о том, чтобы, в следующий раз, они получили от нас должное приветствие".

группа Тайнань. Нисидзава крайний слева в третьем ряду, второй ряд слева - Ота, Сакаи.
группа Тайнань. Нисидзава крайний слева в третьем ряду, второй ряд слева - Ота, Сакаи.

Нисидзава, Сакаи и Ота прилагали невероятные усилия, чтобы скрыть свою радость, во время громкой оценки их «идиотского поведения». Надо отдать должное их дисциплинированности. Они не ослушались приказа на запрет пилотажных шоу над аэродромами противника.

2 августа Нисидзава, Сакаи и Ота опробовали новую тактику. Они со своими ведомыми атаковали в лоб пятёрку летающих крепостей B-17. Сразу четыре Бомбардировщика получили серьезные повреждения. Три P-39 попытались отразить удар, но были сбиты японцами.

После этого ничто не мешало добить В-17. Но стрелки бомбардировщиков успели повредить Zero Сакаи и сбить ведомого Нисидзавы Йосио Мотоёси.

Пять дней спустя, за смерть ведомого, ответили шесть лётчиков F4F Wildcat.

17 Zero лейтенанта Накадзима сопровождали 27 Mitsubishi G4M летевших на удар по десанту на острове Гуадалканал. Пока Хироёсии дрался с истребителями, его боевые товарищи громили Douglas SBD Dauntless с авианосцев Saratoga, Enterprise и Wasp.

В этом бою тяжелейшее ранение в голову получил Сакаи.

Тяжелораненый Сакаи, после эпического 560-мильного полета, совершил посадку. Нисидзава лично отвез его к хирургу. Эвакуированный в Японию, Сабуро потерял глаз, но вернулся в небо в 1944 году и довел свой окончательный счёт до 64 – четвертый по результативности ас японского флота.

Достижения Нисидзавы в воздухе были отмечены особым подарком командующего 11-м воздушным флотом вице-адмирала Дзинити Кусака – мечом За военную доблесть.

-6

В октябре 1943 Нисидзаву отозвали в Японию. Назначение инструктором авиашколы ас не одобрил. Лишь через год ему удалось вырваться на фронт.

Но новые победы Хироёси уже ничего не могли изменить в уже проигранной японцами войне. 25 октября 1944 года он принимает участие в необычном задании – сопровождение группы специальной атаки – камикадзе. Это первый официальный случай применения лётчиков-смертников.

Именно тогда состоялся последний воздушный бой японского аса. Он возглавил три самолета A6M5 Zero, которыми управляли Мисао Сугава, Синго Хонда и Рёдзи Баба. Они сопровождали самолёты камикадзе.

Отбив атаки F6F Hellcat , при этом сбив два американских истребителя, Четыре из пяти камикадзе поразили цель и потопили эскортный авианосец Сен-Ло.

-7

Нисидзава доложил об успехе атаки командиру и подал рапорт о переводе в части специальных атак. Но он был отклонён по причине нехватки опытных лётных кадров.

Самолет Нисидзавы был передан лётчику-смертнику Томисаку Кацумате, который направил его на эскортный авианосец Суонни в районе Суригао. Корабль не был потоплен, но горел в течение нескольких часов. 85 членов экипажа погибли, 58 пропали без вести, 102 получили ранения.

-8

Нисидзава и несколько других лётчиков утром 26 октября покинули аэродром Мабалакат на борту транспортного самолёта L2D (лицензионная версия DC-3) на базу Кларк-Филд за новыми истребителями.

Над островом Миндоро их самолёт был атакован двумя Хэллкетами из VF-14 с авианосца Уосп. Нисидзава погиб в возрасте 24-ёх лет беспомощным пассажиром, став жертвой лейтенанта Гарольда П. Нэвилла.

-9

Узнав о смерти Нисидзавы, командующий Объединенным флотом адмирал Соему Тойода удостоил его упоминания в бюллетене из всех подразделений и посмертно повысил его до звания младшего лейтенанта.