1700 км от границы до пустыни Гоби мы планировали преодолеть за 3 дня, и еще 3 дня чтоб вернуться обратно. Но путешествие с самого начала пошло не по плану.
Прилетели все туристы в пятницу вечером. В субботу рано утром мы выехали от озера Ая, и целый день ехали по Чуйскому тракту 440 км до села Кош-Агач, где было забронирована целая база отдыха на 16 человек на берегу озера "Солнечный кемпинг". Планировалось, что на следующий день, в воскресенье сутра мы перейдем проедем через Монгольскую границу.
Но тут неожиданно выясняется, что Монгольская таможня не работают по воскресеньям, у них выходной. И нам нужно остаться еще на сутки в Кош-Агаче, и придумать какую-то экскурсию для туристов.
- Проживание солнечный Кемпинг 1 день 23400
- Проживание солнечный Кемпинг 2 день 23400
- Экскурсия Кош-Агач к леднику 30000
- Баня солнечный кемпинг 12000
- смотровая Северо-Чуйский 800
- Марс 16800
- Национальный обед в аиле у местных 17000
Перед этим еще закупились в магазине продуктами, генератором, посудой, алкоголем в дорогу.
- генератор Леруа 40300
- фонарики, переноска Леруа 6400
- Трофей походная утварь 30692,65
- посуда для похода 4031,9
- Метро (посуда, уголь, вода) 34223,72
- Метро алкоголь 74371,17
В понедельник в 8 утра мы были на Монгольской границе, где собралась большая очередь из грузовых и легковых машин в 2 ряда.
НО. Мы же оказываем туристические услуги, и цель сделать так, чтоб туристы отдыхали и наслаждались путешествием. На границе можно и сутки простоять. Но это не наш путь.
Поэтому ловите лайф хак!
Еще накануне вечером для наших машин заняли места.
Местные жители предоставляют такую услугу. С вечера едут на своих машинах до границы и занимают там места, ночуют в авто. А утром мы приехали, и встали вместо них, и были пятыми в очереди. Таким образом сэкономили часов 5-6 ожидания. Естественно все кто остались позади приходили на нас поглазеть, что это за блатные такие, и "Что так можно было?"
Стоимость брони места на границе за каждую машину 2000р. Итого 8000р.
Но и без того прохождение таможни, выгрузка багажа, проверка документов тянулись бесконечно долго. Особенно когда вперед нас проскочил автобус (грузовые и легковые пропускают попеременно), из этого автобуса вывалили монголы с большими тюками и баулами, а каждую сумку вскрывают и досматривают. Но это можно долго описывать, прохождение границы можно расписывать целую отдельную статью...
Наша цель в данной статье быстро расписать расходы и затратку на тур.
И первый Монгольский город, который мы посетили находится в 292 км от границы - голод Ульгий. Прекрасный город, но такое чувство, что начал развиваться только последние лет 5. Есть несколько приличных гостиниц в самом центре, но центральной улице расположены множество магазинчиков, где можно купишь вещи из Монгольской шерсти и Кашемира.
В Ульгий мы обменяли наши рубли на тугрики. Курс был 1 рубль=37 тугриков.
Наш организатор туров поменял сразу 350 тысяч рублей на тугрики, столько примерно планировалось на расходы на жилье, питание, экскурсии, проводников, бензин и прочие расходы. Все эти деньги и были потрачены до последнего тугрика.
Народная мудрость: Деньги, предназначенные на растраты - будут растрачены.
Ниже приведены цены, которые я зафиксировала. Кстати в Ульгий крутые гостиницы. Номер в среднем стоит 6700-8100 в сутки на двоих. Нас 16 человек, 8 номеров
Гостиница Улгий 9 этаж 59500 (завтрак включен)
Гостиница Улгий 8 этаж 56800 (на обратном пути)
Ужин в гостинице 32000 (делим на 16 человек=2000р на человека)
Проводник Монголия 13500
ГСМ Бензин 10810
ГСМ Бензин 5800
Гостиница в Ховд (неизвестна сумма)
Обед в ресторане Ховд (неизвестна сумма)
Платная рыбалка на озере (неизвестная сумма)
Так же были траты на платные дороги (кажется было штуки 4 по дороге), перекусы, рыбалка на озере, одна ночь на берегу озера, ночевали в юртах. К сожалению не знаю сколько это стоило. Шиномонтаж колеса.
И бензин на 4 авто мы тоже явно больше потратили, потому что бензин там в 2 раза дороже чем у нас. В Общем все 350 тысяч исчезли быстро. В среднем по 21 тысячи на 1 человека за 5 дней с понедельника по пятницу.
А дальше по возвращении из тура нужно было еще заплатить зарплату водителям и проводникам.
Проводники 42000
Видеограф оплата 40000
Водитель и аренда его личного авто 56000
Повар оплата 30000
Водитель оплата 20000 (вычли 10 тыс за пробитое колесо)
Фотограф 21000
Итого: по приблизительным подсчетам, весь тур вышел примерно в 800 тысяч рублей.
Выводы статьи: Не смотря на то, что Монголия должна быть дешевая страна, для туризма Она вовсе не дешевая. И если жить с комфортом, в хороших гостиницах, и питаться нормальной привычной нам едой, то выходит совсем не дешево. Так же большие расстояния между городами по 300-400 км. А это траты на бензин.
Так же нам нужны были фотограф и видеограф в туре, для того чтоб сделать красивые фото и видео для дальнейшего продвижения этих туров.
Итоги статьи: Создание и организация авторских туров очень трудозатратный процесс. А так же очень дорогой. Все туры в Монголию, которые я изучала у конкурентов так и стоят, от 160 тысяч. Чтоб хоть немного выйти в плюс и заработать на этом, нужно:
1. Самому быть водителем
2. Самому быть фотографом и видеографом
3. Самому быть поваром
4. Самому быть гидом (про гидов переводчиков будет отдельная статья)
5. Самому искать проживание (ну это тоже все отдельная тема для статьи про стоимость и откаты)
6. жить в палатках и не тратиться на жилье в гостиницах (но мы так не привыкли, хочется выспаться перед дорогой, помыться, вкусно поесть). Одной ночи в юрте нам хватило сполна.
7. садить в авто по 4 туриста + водитель (так делают коллеги, мы смотрим, у них по 3 человека на заднем сиденье. Бедолаги, на такие расстояния с ума можно сойти)
Писать про туры в Монголию можно полгода, и темы не иссякнут.
Итак, подписывайтесь на канал, и пишите в Комментариях, были уже в Монголии? Хотели бы побывать? А я расскажу в следующих статьях, чем привлекательна страна Монголия для туризма и чем она лично меня покорила.