Найти тему
Психосоматика

Теория внимания. Развитие внимание и расстройства внимания

Начнём мы с развития внимания. Советский психолог Лев Семёнович Выготский изучал процесс развития естественного внимания у детей, благодаря чему он разработал общую теорию развития познавательных процессов человека. Л.С. Выготский выделили четыре стадии процесса произвольного внимания:

1. Стадия первая. Суть данной стадии состоит в том, что взрослый сосредотачивает внимание ребёнка на каком-либо объекте с помощью указательного пальца или слова. Как пример – это когда маленькому ребёнку показывают на какую-либо картинку или животное и рассказывают про него.

2. Стадия вторая. На этой стадии ребёнок уже сам указывает на разные объекты, чтобы взрослый ему объяснил что это, т.е. ребёнок сам обращает внимание на предмет и обращает внимание взрослого на этот же предмет.

3. Стадия третья. Эта стадия заключается в том, что после того, как ребенок научился понимать способы сознания и поведения, которые взорослые применяли к нему, и которые он также применял к ним, ребёнок начинает применять такой способ по отношению к себе. Данный этап чаще всего замечается по эгоцентричной речи ребёнка в свой адрес, то есть направляет своё внимание и внимание взрослого человека на себя.

4. Стадия четвёртая. На самой последней стадии концентрация внимания становится уже внутренним действием. Опорой его осуществления является психический образ и внутренняя речь.

В нашем понимании нарушение внимания является невнимательность, но так ли это в психологии? На самом деле есть несколько видом невнимательности.

-2

Первый тип – это рассеянность, определяемая лёгкой непроизвольной переключаемостью малоинтенсивного влияния. Самый простой пример, дети дошкольного возраста, а также люди, которые переутомились или же у них нарушение дыхания (про то, как дыхание может влиять на наше психологическое состояние и про дыхательную гимнастику можете прочитать в нашем цикле статьей «Как бороться со стрессом? Часть 2», https://dzen.ru/a/ZE8OikWBmGv0OBg7 ). Невнимательность второго типа определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внутринаправленного внимания. Это - тип "невнимательности ученого", сосредоточенного на своих мыслях. У больных он свойствен лицам со сверхценными и навязчивыми мыслями. Невнимательность третьего типа определяется не только весьма слабой интенсивностью концентрированного внимания, но еще более слабой его переключаемостью. "Это называется обычно стариковской рассеянностью, когда, наоборот, это есть сосредоточенность, но невольная, пассивная, дефектная", - писал И.П. Павлов. Такое внимание часто наблюдается в клинике и, в частности, в условиях кислородного голодания.

Но на самом деле расстройства внимания определяются другим способом. Формы расстройств внимания определяют следующие его нарушения: повышенная отвлекаемость (гиперметаморфоз внимания) – чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому; уменьшение объема внимания, инертность (малая подвижность) внимания - невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания; гипо- и апрозексия - невозможность в течение необходимого периода времени сосредоточить на чем-нибудь внимание и полное выпадение внимания. При одних патологических состояниях страдают преимущественно одни свойства внимания, при других обнаруживается недостаточность иных свойств.