Найти тему
Живой Космос

«Starliner». Тревожный звонок для космонавтики США

Оглавление

Некоторые мои товарищи иногда (на ушко), включив воду в ванной, выказывают своё личное мнение по поводу нашей космонавтики и её плачевном состоянии. Считаю, что всё это ерунда, что всё идёт нормально. И тогда мне говорят, что я либо дурак, либо что-то затеваю. Но я вроде не дурак. Тогда что в таком случае я затеваю? И никто не может ответить на этот вопрос. Поэтому, дорогие мои друзья, мы не будем сегодня говорить о том коллапсе, который случился в российском космосе. Потому что это далеко не так. Посмотрите – прямо сейчас к Луне мчит, развернув все свои солнечные паруса, подгоняемая в спину солнечным ветром, на всех парах, «Луна-25». В то время как космонавтика, например, США, стремительно загнивает. И именно этому мы посвятим сегодняшнюю нашу статью.

Три кита американской космонавтики

В настоящее время у США есть три пилотируемых космических корабля: «Crew Dragon» компании SpaceX, «Starliner» компании Boeing и «Orion» NASA производства Lockheed Martin. Это первый случай в истории, когда у какой-то отдельной страны одновременно есть три пилотируемых космических корабля. Ну как три. Условно, конечно. Пока только один из них – «Crew Dragon» успешно летал в космос с людьми на борту. Каких-то смешных десять раз. «Orion» должен доставить астронавтов к Луне и совершить её облёт в рамках миссии «Артемида-2» в 2024 году, но это далеко ещё не факт.

Но что можно сказать по поводу «Starliner»? После выполнения двух беспилотных полётов – OFT в 2019 г. и OFT-2 в 2022 г. первый полёт с астронавтами должен был состояться 21 июля этого года. Однако что-то не сложилось. И несколько дней назад NASA и Boeing объявили, что первый полет с астронавтами снова откладывается. И что миссия CFT (Crew Flight Test) не взлетит не раньше марта 2024 года.

     «Starliner» стыкуется с МКС в рамках миссии OFT-2 2022 года (НАСА)
«Starliner» стыкуется с МКС в рамках миссии OFT-2 2022 года (НАСА)

Ничего не напоминает?

Основной причиной задержек являются проблемы соединения парашюта с капсулой, которые менее надёжны, чем показывали расчёты. Вы можете себе представить – после двух орбитальных полётов и многочисленных наземных испытаний хвалёная компания Boeing до сих пор не выполнила требования НАСА по безопасности для капсульных парашютов! Казалось бы! Какие проблемы-то. Вы авиалайнеры строите! А тут какой-то поганый парашют.

Раздолбайство и пофигизм в масштабах корпорации очевидны.

В ноябре компания Boeing проведёт очередное испытание, чтобы проверить улучшения, внесённые в парашюты. Поэтому абсолютно нельзя исключать дальнейших задержек, если итоги не будут удовлетворительными.

Злые люди из НАСА

Подобное происходило и раньше. Помните, как НАСА возюкала моськой об асфальт SpaceX, которая также была вынуждена изменить парашютную систему «Crew Dragon»? И, среди прочих изменений, должна была ввести четвёртый основной парашют. Очень похоже, что председатель комиссии, которая принимала работу детища Илона Маска, а теперь мучает Boeing, очень хорошо разбирается в парашютных системах. Возможно, это какой-то бывший десантник, который кроме парашютов в жизни ничего и не видел. И акты не подписывает до тех пор, пока его любимые парашюты не будут доведены до совершенства (шутка).

Однако компании Илона Маска в своё время удалось преодолеть этот барьер. SpaceX доработала необходимое оборудование и проверила его в серии тестов, которые были проведены за относительно короткий промежуток времени.

     Основные парашюты Starliner в миссии OFT-2 (НАСА).
Основные парашюты Starliner в миссии OFT-2 (НАСА).

Неправильная лента у вас

Другая проблема с миссией CFT еще более сюрреалистична. И она связана с лентой, используемой для связывания кабелей. Спецы Boeing использовали эту ленту в тех местах, где должны были применяться негорючие материалы. Эта лента вполне подходит под подобные требования, и широко используется в аэрокосмической промышленности. Но вредное НАСА это не устраивает. Оно не разделяет мнение Boeing о том, что этот материал можно использовать в определённых областях капсулы, подвергающихся воздействию высокой концентрации кислорода. Boeing молча удалил 85% ленты на верхней части капсулы. Но при этом инженеры корпорации заявили, что из нижней части капсулы ленту нельзя удалить, не причинив вреда оборудованию. Хоть режьте нас. Не снимем и всё тут. Если у вас там в НАСА остались какие-то вопросы, то делайте официальный запрос через канцелярию. После чего сели, закурили, и стали обсуждать последнюю победу Лос-Анжелес Лэйкерс (шутка).

На самом деле, конечной причиной задержек является абсолютное равнодушие, которое Боинг проявил к своему собственному детищу. «Starliner» вполне может стать космическим кораблём, изготовленным с наименьшим энтузиазмом за всю историю космонавтики.

Сегодня компания Boeing переживает не лучшие времена. И, наверное, с радостью давно вышла бы из этого проекта. Особенно после того, как ей пришлось вложить миллиард долларов в эту тему из собственного кармана, чтобы удержать его на плаву. Так получилось по той причине, что контракт с НАСА заключён с условием фиксированной цены. И любое увеличение стоимости программы – это проблемы индейцев, то есть Boeing, которые шерифов не волнуют.

Однако НАСА не намерено отказываться от услуг Boeing. Оно очень хочет иметь запасной вариант для осуществления пилотируемых полётов на МКС на случай, если у «Crew Dragon» или «Falcon 9» возникнут какие-то проблемы. И поэтому НАСА настойчиво склоняет корпорацию к выполнению своих обязанностей.

     Капсула Starliner Spacecraft 2 миссии OFT-2 после приземления. Техники экипированы специальными костюмами на случай утечек гиперголического топлива (НАСА).
Капсула Starliner Spacecraft 2 миссии OFT-2 после приземления. Техники экипированы специальными костюмами на случай утечек гиперголического топлива (НАСА).

Нам. Нужен. Резерв!

Позиция НАСА вполне оправдана. Потому что, если «Crew Dragon» вдруг перестанет летать, российский «Союз» снова станет единственным космическим кораблём, способным доставить астронавтов на космическую станцию. А международная обстановка не позволяет гордым США расширять сотрудничество с Российской Федерацией.

В результате Boeing (с приставленным ей между лопаток наганом) неохотно подтвердила, что запустит (грустно вздохнув) все запланированных шесть пилотируемых миссий на МКС в дополнение к испытательной миссии CFT, как это предусмотрено первоначальным контрактом, подписанным с НАСА.

Конечно, учитывая, что в год планируется одна миссия «Starliner», не очень понятно, если честно, как именно Boeing запустит шесть миссий до того, как НАСА выйдет из состава МКС в 2030 году. И зачем. Скорее всего ничего у них не выйдет, конечно. Просто бабло «попилено» и чего-то нужно вещать широкой публике.

Вообще вся эта история началась в 2014 году, когда НАСА выбрало Boeing и SpaceX в качестве компаний для создания нового американского пилотируемого космического корабля. Боинг получил на это дело 4,2 миллиарда долларов, и после многих задержек с ракетой «Starliner» впервые вышел на орбиту 20 декабря 2019 года в рамках миссии OFT, но не смог состыковаться с МКС из-за досадного сбоя, который привёл к более высокому, чем ожидалось, расходу топлива.

Следующую беспилотную миссию ОФТ-2 приходилось несколько раз откладывать из-за различных проблем, связанных с топливными клапанами и другими системами. Наконец, 19 мая 2022 года она отправилась в космос, и на этот раз даже удалось состыковаться с МКС.

На самом деле «Starliner» — это вполне современный космический корабль, соответствующий реалиям 21-го века, конструкция которого, как мы помним, исходит из предложений Boeing по кораблю «Orion» программы «Constellation», контракта, который в конце концов выиграла компания Lockheed Martin.

Проблемы и задержки, связанные с этим проектом, происходят исключительно из-за отсутствия интереса к нему со стороны Boeing.