По резюме соискателей в приложениях для поиска работы видно, что многие люди уходят с нового места спустя несколько месяцев. В том числе это происходит из-за того, что команды во многих компаниях не сплоченные. У них нет чувство единства, чувства общности. Есть и данные, которые говорят, что 65% сотрудников не чувствуют сплоченности в команде.
Общность или чувство сплоченности — крутой мотиватор для работы команды. Принадлежность к группе и понимание общей цели важна для людей. Когда это есть, сотрудники работают с позиции «не всё равно» и приносят больше пользы компании. Это хорошо сказывается на финансовых результатах бизнеса и способствует его росту. Кроме того, если команда дружная, то ей будет легче справляться с кризисами и внешними трудностями, что тоже на пользу бизнесу.
Почему отсутствие сплоченности — проблема
Казалось бы, в компаниях работают взрослые осознанные люди, которые могут работать самостоятельно. Но если нет чувства единства и принадлежности к группе, то это может плохо сказываться как на результатах одного сотрудника, так и всей команды:
- отсутствие мотивации работать сообща и усиливать друг друга;
- нежелание помогать коллегам;
- ощущение «разделенности», когда каждый думает только о себе;
- недопонимание между сотрудниками и конфликты;
- растягивание задач и дедлайнов;
- текучка кадров в компании, люди не задерживаются у вас долго.
Всё это может приводить к убыткам для бизнеса. Одна текучка кадров и обучение новых людей чего стоят — и это не считая раздробленной и немотивированной команды. В сети есть разные методики по улучшению общности в команде, но я хочу направить ваше внимание на фундамент, на базу, с которой нужно начинать. А начинать надо с места для коммуникации. Я имею в виду не офис, а именно онлайн инструменты — почта, мессенджеры и т.д.
Настройка общности
Формирование сплоченности в команде может отнять много времени. Если вам нужен быстрый путь, который способен сработать «здесь и сейчас», рекомендую создать для сотрудников отдельное рабочее пространство, в котором они смогут ощутить свою принадлежность команде и компании.
Что не подойдет в качестве отдельного пространства
Во-первых, не рекомендую использовать популярные мессенджеры вроде Telegram или WhatsApp*. Они предназначены для общения и развлечений. В них сотрудник будет постоянно отвлекаться на личные чаты, новости, подборки фильмов, мемы, рассылки и прочее. Вместо дружной и сфокусированной команды вы получите сотрудников, которые тратят свое рабочее время впустую.
Во-вторых, для создания ощущения сплоченности не подходят CRM-системы. В них удобно фиксировать рабочие задачи, но функционал общения зачастую в таких программах ограничен. Тем более, что в CRM-системах общение происходит под каждой отдельной задачей, что ограничивает общение всех участников сразу и может вызвать путаницу.
*принадлежит компании Meta, признана экстремистской и запрещена в России
Что лучше использовать
Наиболее удобным вариантом для создания сплоченной команды я считаю корпоративные мессенджеры. Почему?
- Это отдельное рабочее пространство, в котором сотрудники не отвлекаются от работы.
- В таких мессенджерах есть разные бизнес-функции для корпоративного общения.
- Сбор команды в отдельном месте психологически сплочает сотрудников и закладывает фундамент для общности.
Бонус — в корпоративных мессенджерах нередко есть профили сотрудников с указанием должности или названия отдела, что делает общение более прозрачным.
На рынке представлены различные приложения для корпоративной коммуникации, но мне больше всего нравится Compass. На примере этого приложения я расскажу, как пошагово можно выстроить сплоченность в команде.
Пошагово выстраиваем сплоченность
Создайте систему чатов
Чаты можно разделить по направлению работы, отделам или должностям. Все зависит от того, насколько много у вас сотрудников. Например, можно создать общий чат отдела маркетинга, если в команде всего несколько специалистов. В случае, когда сотрудников много, можно создать, например, отдельный чат таргетологов. Разграничение чатов поможет сотрудникам быстрее согласовывать нужную информацию и будет формировать их принадлежность к конкретному отделу.
Важно создать общий чат для всей компании, в котором все сотрудники смогут обсуждать общие вопросы и чувствовать себя нужными в масштабе всей компании.
Отличным инструментом сплочения являются чаты для неформального общения. Это могут быть чаты по хобби, совместному времяпровождению вне работы или даже мемам. Испытывая положительные эмоции во время общения с коллегами, сотрудник будет чувствовать свою принадлежность к ним и налаживать контакт.
Если есть время и финансовые возможности, можете сформировать отдельные чаты по соревнованиям и челленджам внутри компании. Например, 100 дней тренировок без перерыва. А победителям вручить памятные призы. Это не только усилит сплоченность за счет общей цели, но повысит мотивацию сотрудника работать в компании.
В Compass можно настроить доступы к чатами. Вы можете создавать чаты на любую тему и приглашать туда сотрудников. Понятная структура чатов помогает систематизировать работу и снизить стресс.
Проводите регулярные встречи
Если ваши сотрудники работают удаленно, формирование чувства сплоченности затрудняется из-за физического отсутствия коллег рядом. В таком случае регулярные созвоны помогут пообщаться лично. Например:
- ежедневные созвоны в отделах, чтобы узнать о планах команды и распределить задачи;
- ежемесячные созвоны с директором компании, где директор делится стратегией и планами, хвалит тех, кто выделился и принес пользу;
- неформальные встречи по темам, где сотрудники смогут рассказать друг другу о своей жизни и обменяться опытом.
В Compass есть возможность проводить индивидуальные видеовстречи. Это удобно, потому что не нужно переходить в стороннее приложение — все необходимые функции доступны в пару кликов.
Сформируйте безопасное пространство
Чувство безопасности также позитивно влияет на сплоченность. Когда команда знает, что они общаются в безопасном пространстве, снижается уровень тревоги. Чем выше уровень доверия, тем легче формировать сплоченность у сотрудников.
С точки зрения безопасности Compass удобен и для руководителей. Можно настроить, какие действия сотрудники могут совершать в чате. Например, можно запретить скачивание файлов или переписку с клиентом. Это помогает избежать утечки конфиденциальной информации.
Приглашение сотрудников в мессенджер происходит по приватной ссылке с небольшим приветствием. Это также формирует у специалиста чувство принадлежности, ведь его пригласили присоединиться к команде.
Сформируйте политику открытых дверей
Научите сотрудников правилу «открытости» — если коллега из другого отдела приходит за информацией, то необходимо эту информацию предоставить, если она поможет в работе. Атмосфера взаимопомощи и отсутствия снобизма пойдет на пользу бизнесу.
Я настоятельно рекомендую прочитать некоторые книги по сплоченности команды: «5 пороков команды» и «Разверните ваш корабль».
Заключение
1. Чувство общности — один из самых эффективных инструментов повышения мотивации сотрудников.
2. Системность и прозрачность в общении помогает снизить стресс на работе.
3. Регулярные встречи и отсутствие снобизма в компании важны для развития команды и бизнеса.
4. Лучше использовать отдельное рабочее пространство — корпоративный мессенджер. Удобный и обширный функционал сейчас предлагает мессенджер Compass. Его можно скачать здесь для Android, iOS, Windows, MacOS и Linux.