Найти тему
Имхи и омги

«Ревизские сказки»: Генуя

(продолжение)

Сегодня я приглашаю вас немного прогуляться по Генуе, потому что нет ничего лучше для исследователя, чем осмотреть место действия собственными глазами. Я, например, бесконечно уважаю писателя Бернарда Корнуэлла (это ведь книжный блог), который, создавая романы из цикла про стрелка Шарпа, собственными ногами прошел все "шарповские" маршруты, "чтобы не наделать глупостей". Такой опыт незаменим.

Но сперва все-таки заглянем ещё в один архив. Как вы, возможно, помните (или успели забыть), крупных архивов в Генуе два: городской исторический, справку из которого мы уже успели получить, и "церковный".

Проблема в том, что в конце XVIII века городской архив горел, и часть документов была утеряна. Оставалась надежда, что какая-то информация есть в церковном архиве. На самом деле это даже не централизованный архив: просто в один приход свезли метрические книги из десяти окрестных церквей. А поскольку постоянного сотрудника-архивариуса там нет, работает он... два часа в неделю!

Но нам повезло найти человека, который "за долю малую" (на самом деле довольно-таки немалую) провел в этом архиве полноценное исследование. И вот что мы узнали.

Оказывается, Феличе Графани был женат первым браком на некой Марии Маддалене, дочери покойного Антонио Франческо Крокко. Судя по всему, прошедшее в соборе Сан-Лоренцо бракосочетание с 23-летней сиротой было относительно скромным, но далеко не бедным: в свое время, при крещении, восприемниками Марии Маддалены были дочь правителя Генуэзской республики, дожа Камбьязо, и его внук-маркиз.

Впрочем, брак продлился всего 7 лет: в 1803 г. Маддалена умерла почти сразу после рождения пятого ребёнка, Николо Луиджи Либорио. Судя по всему, наш Либорио тоже долго болел: крещение состоялось дома и почти через месяц после рождения.

Примерно через 5 лет Феличе женился повторно на Розе де Феррари из младшей ветви семейства генуэзских дожей. Роза родила Феличе ещё троих детей.

Все это время семья проживала по адресу адресу place/piazza Sauli, N° 1215, 4 этаж (домовладелец Morando Jean Baptiste), буквально в 150 метрах от собора Сан-Лоренцо. Возможно, кому-то покажется странным такое большое число в номере дома на крохотной площади. Здесь придется сделать небольшое отступление.

Дело в том, что номера домам начали давать не так давно. Даже в начале XX века в рекламных объявлениях и адрес-календарях обычно указывали улицу и домовладельца: например, Георгий Анц-ас жил в Елисаветграде на улице Быковской, дом Куликовского. Как нетрудно заметить, в адресе Феличе Графани тоже присутствует улица (в данном случае - площадь: piazza Sauli) и домовладелец (Morando Jean Baptiste).

Откуда же взялся такой огромный номер? Даже с учетом итальянской привычки нумеровать каждую дверь или. скажем, окно, выходит что-то многовато...

История огромных номеров восходит к XVIII веку, когда север Италии находился под властью австрийцев. В 1786 году император Иосиф II решил "навести порядок" и ввел в крупнейших городах, Милане и Венеции, нумерацию домов, вскоре подхваченную и в Генуе.

Согласно декрету, основой для нумерации становились городские районы (sestiere). На главную улицу sestiere выходил специальный кадастровый служитель с тачкой-тахометром. Он отмечал первый дом на улице, напротив него второй... Пока все привычно, правда?

Но дальше начиналась чехарда: номер 3 получал тот дом, что оказывался ближе к началу улицы, независимо от того, на какой стороне он находится, номер 4 - следующий за ним, и т. д. Таким образом, если на одной стороне улицы располагался длинный дом (или, скажем, пустырь), то нумерация могла идти так:

  • левая сторона - 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10
  • правая сторона - 2, 8, 9, 11.

Но это еще не все: дойдя до угла, кадастровый служитель сворачивал налево и продолжал нумерацию перпендикулярной улицы, и перпендикулярной ей улицы, пока, охватив весь квартал слева, не возвращался на главную улицу и не продолжал движение по ней. Так что у двух соседних домов, стоящих через перекресток, номера могли различаться на 2-3 десятка, если не сотни.

К счастью, продлился этот ужас недолго. В 1787 году французский генерал, изобретатель и по совместительству автор "Опасных связей" Пьер Шодерло де Лакло (это ведь всё ещё книжный блог) предложил современную европейскую схему со сквозной нумерацией домов, где одну сторону улицы занимали номера нечетные, а другую - четные, с возрастанием от центра города для радиальных улиц и по часовой стрелке - для кольцевых. Пришедший к власти Наполеон проект поддержал, и вскоре Париж, а за ним и вся Европа, были перенумерованы по новому принципу. "Австрийский порядок" остался только в Венеции, "по здравой привычке портить настроение иностранцам".

Генуя успела прожила по подобной системе всего лет тридцать, но этого хватило на две переписи населения - и НЕ хватило на градостроительный план. В итоге понять, какой номер был у того или иного дома, за редким исключением невозможно. Вот и на пьяцца Саули, где всего-то три дома, мы "свой" определить не смогли.

Внутри одного обнаружилась средневековая башня, другой раньше был ренессансным палаццо, куда вела крутая лестница, но кто из них кто, понять теперь, увы, невозможно.

Другой дом, где жил Феличе Графани, принадлежал Magistrato di Misericordia, Магистрату милосердия. Архивная справка гласит, что 66-летний Феличе, служивший кассиром (т. е. разорившийся и потерявший свое дело), скончался по адресу Piazza de Tessitori, N° 558, appartamento 4.

Но перепись 1827 года дает нам другой адрес, Porta Piccola del Teatro, 558, 4 этаж, из чего можно заключить, что дом одним углом выходит в переулок, другим - на площадь. К сожалению, эту информацию мы получили, уже уехав из Генуи, так что дом опознали только по гугл-картам.

Наконец, последний дом, который я хотел бы показать, - тот, где проживал с семьей генеральный прокурор Генуи Марчелло Графани, а после - его сын, тоже генеральный прокурор, Пьетро. В отличие от двух других случаев, его адрес нам известен точно и за 180 лет не изменился: Piazza Campetto, N°8 (Casa Imperiale).

Надо сказать, в начале поисков мы еще слабо представляли себе структуру адреса и не сразу осознали, что Casa Imperiale - это не некий "Имперский дом", а вполне себе дом, принадлежащий семейству генуэзских и неаполитанских патрициев по фамилии Империале. Семейство дало Республике сразу четырех дожей и героя битвы при Лепанто против турок Давиде Империале. Генуэзский дом (между прочим, памятник архитектуры, 1560 год, про него даже отдельная страница в википедии есть) с середины XIX века сдавался в аренду.

К сожалению, сфотографировать его очень трудно: площадь Campetto - одно название, на самом деле это не слишком широкая улица. На первом этаже сейчас антикварный магазин, на втором, куда ведет очередная крутая лестница - ресторан.

К сожалению, здание сильно пострадало во время Второй мировой и еще ждет реставрации.

По правде сказать, заходить мы не собирались: боязно, мало ли, вдруг там люди живут, а мы к ним со своим дедушкой... Но по лестнице, "посмотреть фрески Новодевичьего монастыря", все-таки поднялись.

Тут "наша" дверь открылась, оттуда вышел мужик в приличного вида костюме, с веником и совком. Дверь он оставил открытой, и мы достаточно нагло заглянули внутрь. Пришел другой мужик, увидел нас и сказал "заходите". Ну, мы и зашли.

Среди фресок, кстати, встречаются работы Луки Камбьязо, художника, расписавшего в XVI веке не только соседнюю церковь Сан-Маттео, но и знаменитый "музейный" палаццо Бьянко, и даже королевский дворец Эскуриал в Испании. Квартира сдается под приемы, доход от которых агентство отправляет на реставрацию здания. "Мужик с совком", оказавшийся директором агентства, и его помощница, с которыми мы полчасика поговорили, были в восторге от нашей истории, еще раз всё показали и вообще проявили себя очень гостеприимными людьми. Ибо "стучите - и вам откроют".

А мы уже знали, куда поедем дальше, потому что история семейства Графани вела нас в соседний Пьемонт...

(продолжение следует)

#ревизские сказки #имхи_и_омги