Найти в Дзене

Оставят без денег любого: Как в Турции торговцы разводят туристов на покупки. 5 уловок, перед которыми никто не может устоять

Оглавление

Базары и торговые ряды – неотъемлемая часть любого турецкого курорта. Наполняют их по большей части однотипные магазинчики с пляжными товарами и текстилем, лавки с местными сувенирами и косметикой, кожевенно-меховые и ювелирные бутики. Никакого эксклюзива в них вы не найдёте, чаще всего торгуют они обычным ширпортребом, которого с лихвой хватает и дома. Тем не менее, за сезон там делают такую выручку, что она даёт возможность безбедно существовать целый год паре-тройке турецких семей.

Как турецким торговцам удаётся продать туристам то, что им не нужно, да еще по цене, которую они не могут себе позволить?😉
Как турецким торговцам удаётся продать туристам то, что им не нужно, да еще по цене, которую они не могут себе позволить?😉

Вот пять секретов успешных продаж по-турецки.

1. Работа "до упора"

В сезон (то есть, с начала апреля по конец октября) магазины в курортных местечках работают до полуночи, а некоторые не закрываются и до самого утра. Причем даже те, что торгуют канцтоварами или детскими игрушками. Какой в этом смысл, спросите вы? Какой нормальный человек пойдёт в двенадцать ночи за сланцами и надувным кругом? Кто станет в это время покупать золотое колье или норковую шубу? Но, один из моих знакомых поделился по секрету, что именно ближе к полуночи большинство покупок туристами и совершаются, поскольку именно к этому времени гости курортов, приятно поужинав и накачавшись алкоголем, отправляется в самом хорошем расположении духа на вечерний променад. И если их удастся их в этом состоянии поймать и завлечь в свой магазин – считай дело сделано, без покупки они оттуда не уйдут!

-2

2. Зазывала на входе

Золотое правило турецкой торговли: "Не стоит ждать милостей от покупателей, свою зарплату надо делать своими руками". Воплотить его в жизнь помогают зазывалы, которые стоят у каждого магазинчика на входе. Чаще всего это молодые, симпатичные мужчины, владеющие несколькими языками (во всяком случае, на уровне "Здравствуйте, как дела?"). Их цель "поймать" туриста, привлечь его внимание, очаровать, завалить комплиментами, всучить небольшой "презент от фирмы" и под любым предлогом завлечь внутрь магазина. А там - передать в руки профессионалов, которые доведут процесс обработки клиента до логического конца. Не нужно думать, что работа эта легка: в сезон зазывалам приходится заступать на свой пост с самого раннего утра и стоять на нём до самой поздней ночи, при этом выглядеть на все сто, да ещё и постоянно улыбаться. Выдержит такое не каждый.‍️

-3

3. Техника "Три вопроса"

Как только турист попадает внутрь магазина, с ним начинается задушевный разговор. Вот три вопроса, который задаст вам продавец, и это далеко не традиционно русское: "Чем вам помочь?"

Первый обычно звучит так: "Вы первый раз в Турции? Сколько дней вы уже здесь отдыхаете?" Так продавец пытается понять, имеет ли турист представление об ассортименте и ценах в магазинах. Во вторую очередь у гостя постараются выяснить, в каком отеле он остановился - чтобы понять уровень его финансовых возможностей. В зависимости от ответов на эти вопросы, туристу и будет названа цена на товар. Третий вопрос: "Из какого вы города?" В этом месте обязательно выяснится, что продавец там бывал когда-то сам или слышал много хорошего о вашем городе от родственника/друга/знакомого, который там живёт. Таким образом, продавец эмоционально "цепляет" покупателя, становится ему "родным". А как можно не купить что-то у родного человека?

-4

4. Чай, кофе, потанцуем?

Если эта уловка не срабатывает и потенциальный покупатель собирается уйти, в ход идёт следующий приём – туристу предлагают присесть на мягкий диванчик (таковой обязательно обустраивается где-то в магазине или перед входом) и выпить чаю. Если на кону стоит существенная сумма, вместо чая покупателю предложат кофе по-турецки – в миниатюрной фарфоровой чашечке, с кусочками лукума. Доставляют чай и кофе в магазин, как правило, из ближайшего кафе - с заказом туда, пока вы располагаетесь, отправится зазывала. В турецкой культуре приглашение к чае- или кофепитию являются первым признаком гостеприимства и хорошего расположения – таким образом продавец даёт понять, что готов поступиться в цене, можно начать торг.

-5

5. Весь мир театр

Туристы из России часто стесняются торговаться, опасаясь прослыть "нищебродами". Но на самом деле лучший способ заставить турецкого продавца себя уважать, это назвать ему свою цену за товар и стоять на ней – именно так делают местные. Недаром самый лучший комплимент, который иностранец может услышать в турецком магазине: "А ты точно турист? Торгуешься как турок! Молодец!". Если дело касается пары долларов, чаще всего их вам уступят в ходе чаепития. Но если речь идёт о скидке в пару сотен или тысяч "зеленых", как при покупке ковров или дублёнок, здесь в ход идёт тяжелая артиллерия и перед покупателем начинает разыгрываться настоящее представление.

Вначале продавец призывает на помощь "заведующего отделом". Тот долго хмурит брови, что-то считает на калькуляторе, сверяет цифры с записями в блокноте, а потом разводит руками: максимум, что он может уступить - 500 долларов. Если вас это не устроит, на помощь призывается "директор магазина", который просит снова принести чай и начинает задушевный разговор (смотри технику "Три вопроса"), после чего проделывает те же манипуляции, что и "заведующий отделом", и выносит вердикт: вам могут уступить 1000 баксов – чисто за красивые глаза потому что брат/жена/приятель "заведующего" является вашим земляком.

Если даже и после этого вы будете настаивать на своём, у вас есть все шансы встретиться с "директором фабрики", который заехал сегодня в магазин, чтобы проинспектировать, как идёт торговля его дублёнками. И хотя он сильно занят на складе, он найдет минутку для вас. Спектакль с чаем и калькулятором повторяется в третий раз, и вот вам готовы уступить уже 1500 долларов. Если и эта скидка вас не устраивает, смело шагайте на выход. Не успеете вы досчитать до пяти, как вас догонит гонец с радостной вестью: "директор фабрики" готов согласиться на вашу цену, пусть и себе в убыток - он готов его понести, если обладание его дублёнкой сделает вас счастливым‍️. На самом деле все роли в этом представлении исполняют другие продавцы. Если вы вернётесь обратно в магазин через пару минут после покупки, увидите весь "каст" в торговом зале с другими клиентами.

-6

____________________________

А вам доводилось в Турции сталкиваться с такими уловками? Делитесь своим опытом в комментариях!😉👇