Найти в Дзене

Некрополь XVIII века Лазаревское кладбище. Часть №3. Жизнь Августина Бетанкура

Я принял решение поступить на службу к российскому императору, который обращается со мной самым почтительным образом, какой вы только можете себе представить. Я обедаю с ним один-два раза в неделю, решаю дела непосредственно с Его Величеством, он мне положил 20 тысяч рублей годовых, оплачивает мои апартаменты.

Выдержкой из письма Августина Августиновича Бетанкура к своему другу мы начинаем очередную, третью по счету, виртуальную экскурсию на Лазаревское кладбище Петербурга. Сегодня мы посетим могилу человека, чей талант, трудолюбие и работоспособность принесли для России много пользы и имя его навсегда останется в истории государства Российского в числе людей, внесших большой вклад в процветание страны.

Лазаревское кладбище - Некрополь XVIII века. Фото автора.
Лазаревское кладбище - Некрополь XVIII века. Фото автора.

220 лет назад, в 1808 году в Россию прибывает испанец, потомок французского моряка, захватившего в 1417 году остров Тенерифе и объявившего себя королём Канарских островов. Тем самым испанцем был Августин Бетанкур (1758-1824), а речь идет именно об этом представителе страны, название которой с финикийского переводится как "берег кроликов" - инженер-механик, архитектор, строитель... Еще с детства сыну, увлекающемуся механикой, отец много времени и внимания уделял его образованию.

Лазаревское кладбище - Некрополь XVIII века. Фото автора.
Лазаревское кладбище - Некрополь XVIII века. Фото автора.

Бетанкур получил хорошее образование в лучшем учебном заведения Испании - Королевском училище Святого Исидора. Изучив здесь точные науки, высшую математику, механику, Августин отправляется во Францию, где получает знания по гидравлике, мостостроении, затем в Англии изучает паровые машины. Все полученные знания и талант позволяют ему плодотворно работать, только один пример: Бетанкур создает в Испании систему оптической связи, основываясь на его опыте, такие оптические телеграфы затем начали строить по всей Европе. За свои изобретения и работы талантливый инженер получил мировое признание.

Могила Августина Бетанкура. Фото автора.
Могила Августина Бетанкура. Фото автора.

Когда началась Пиренейская война и армия Наполеона оккупировала Испанию, Бетанкур с семьей решает покинуть родину - отправляется в Россию и поступает на службу к российскому императору Александру I. Зная послужной список и возможности Бетанкура как талантливого инженера ему назначается оклад, должность и чин генерал- майора. Не перечисляя сейчас заслуг испанца, скажу главное: Бетанкур заложил основы инженерного образования в России, он автор первого специализированного учебного заведения, готовящего инженеров-путейцев в России - Института Корпуса инженеров путей сообщения.

Могила Августина Бетанкура. Фото автора.
Могила Августина Бетанкура. Фото автора.

К его заслугам относится еще одно эпохальное событие - он построил корпуса, наладил производство, оснастил оборудованием, запустил типографию денежных знаков-ассигнаций - "Экспедиции заготовления государственных бумаг". Бетанкур лично разработал состав бумаги, а также рисунки и водяные знаки для купюр. Сегодня это предприятие носит название "Гознак".

Могила Августина Бетанкура. Фото автора.
Могила Августина Бетанкура. Фото автора.

Касаемо Петербурга, Бетанкур с 1816 года возглавлял Комитет строений и гидравлических работ. Будучи на этом посту разработал предложения по планировке и застройке города, фактически это был генеральный план застройки Санкт-Петербурга. Бетанкур наладил в городе водопровод и канализацию. По его  указанию и проекту были снесены ветхие деревянные мосты Петербурга. Ведомство Августина Августиновича Бетанкура регулировало всю застройку города. Карл Росси, Огюст Монферран, Василий Стасов и многие другие архитекторы работали под его руководством и совместно создали тот облик города, который мы видим и сегодня.

Могила Августина Бетанкура. Фото автора.
Могила Августина Бетанкура. Фото автора.

Очень многое сделал Бетанкур для России, хочется перечислять и перечислять его заслуги и неповторимые инженерные решения: строительство здания Московского Манежа с его безопорным 45-метровым в ширину деревянным покрытием; создание лучшего торгового комплекса в России и Европе - Макарьевской ярмарки в Нижнем Новгороде.

Лазаревское кладбище - Некрополь XVIII века. Фото автора.
Лазаревское кладбище - Некрополь XVIII века. Фото автора.

Он же сконструировал подъемные механизмы для монолитов и колонн Исаакиевского собора, на основе работ Бетанкура и его технологических решений Монферран поднял вертикально Александровскую колонну за 1 час и 45 минут. По его проекту был построен первый в России паровой лесопильный завод на Охте, а также, Тульский и Казанский оружейные заводы, руководил строительством первой дороги с твердым покрытием "Москва-Новгород-Санкт-Петербург", построил первый в России семипролетный арочный мост на деревянных опорах и каменных устоях - Каменноостровский мост...

Лазаревское кладбище - Некрополь XVIII века. Фото автора.
Лазаревское кладбище - Некрополь XVIII века. Фото автора.

26 июля 1824 года Августин де Бетанкур скончался и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище, в 1979 году памятник и останки перенесены на Лазаревское кладбище.

Лазаревское кладбище - Некрополь XVIII века. Фото автора.
Лазаревское кладбище - Некрополь XVIII века. Фото автора.

На сегодня всё! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы!