В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дыряева,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова -
Неурожайка тож,
Сошлися - и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
В своё время меня мучал вопрос — почему декабристы не освободили своих крепостных крестьян? Вроде бы как в их программах были требования по освобождению, но ни сами первые российские революционеры, ни им сочувствующие даже не подумали о том, чтобы разорвать сей порочный круг и спокойно, без зазрения совести пользовались рабским трудом. Поскольку российские крестьяне мало чем отличались от рабов. Разве что цветом кожи, поскольку в начале XIX века рабы в основном были чернокожие. Или как Изаура, с примесью негритянской крови.
Ни те, ни другие — ни вольнодумные помещики, ни крепостные крестьяне не видели другого способа существования, кроме как существующего. Молодые офицеры, побывавшие в «освободительных походах» войны 1812 года увидели заграницу. Хотя Екатерина II не считала для себя опасным отсутствие некоторых поданных в России, то другие императора по-разному относились к вояжированию дворян, хотя в основном отрицательно. А тут такая оказия образовалась: можно было потрогать и пощупать заграницу своими руками. Что и было сделано. Самым удивительным было то, что там, за границей не было крепостного права как такового. И хлеба было вдосталь, все работали, полицейские порядок блюли, а императоры и короли на престолах бесстрашно восседали. В чём дело?
А всё дело не в сиюминутном желании дать волю и конституцию как некую благотворительную акцию, а долгая и продолжительная борьба не только третьего сословия за свои льготы и права, но и осознание правящей верхушкой общества несомненной выгоды в свободе народа. Не поняв, в чём дело, декабристы решили, что простая смена руководителей государства принесёт такие блага обществу, о которых все остальные будут только мечтать. Программы были составлены. Осталось поднатужиться и вот оно, пленительное счастье!
Но что-то не срослось. Ибо благими намерениями вымощена дорога в ад. Насколько надо было заблуждаться по поводу грандиозных неосуществимых планов. Ну они бы хоть подумали, почему императорский указ «О вольных хлебопашцах» не работает совсем. Что при правлении Александра I произошёл лишь 161 случай освобождения крестьян. Это ни о чём не говорило молодым, затуманенным несбыточными прожектами головам? Не готовы были ни крестьяне, ни помещики. Без указки крестьяне ничего не делали, а если и работали, то из-под палки! Смелые и предприимчивые крестьяне бежали на Дон, или давно вырвались из зависимости, а кто поглупее, так закончил жизнь на дыбе. Дворяне другой жизни не знали и не представляли, что со слугами можно разговаривать на «Вы». Это только в романтических произведениях Пушкина молодой Алексей Берестов решил жениться на крестьянке…
У нас до сих пор к обслуживающему персоналу отношение как к людям третьего или распоследнего сорта. Хотя мы с вами не дворяне. И эти люди откровенно мстят. Официант может в ваш кофе плюнуть, горничная вашей зубной щёткой унитаз почистить, помощница по хозяйству одевать вашу одежду или пастись в вашем холодильнике и так далее.
Дворянская революция изначально была обречена на провал. И сами погибли и столько народу за собой потащили. Они же своих солдат использовали втёмную, обманом вывели на Сенатскую площадь. Кто они после этого? Герои? На мой взгляд, совсем не герои. Мечтатели, прожектёры. Глупцы. И пусть меня простят те, кто дочитает до конца мой опус, но уважения у меня к ним нет. А вопрос, кому на Руси жить хорошо, можно задавать до бесконечности. Ответа нет, и не будет до тех пор, пока власть и народ смотрят в разные стороны.