Найти в Дзене

Национальные орнаменты от XIX века к XXI веку

К Году национальных культур и традиций в Татарстане

Татарский народный орнамент, являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, отражает и сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.

Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение».

Орнаментом называется узор, построенный на ритмичном чередовании каких-либо рисунков или линий в определенном порядке. Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный.

Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа. Принятие ислама сыграло свою роль в выборе сюжетной линии в орнаменте, и наиболее часто встречающийся и сегодня признаваемый как татарский — это растительно-цветочный узор. По своему характеру татарский орнамент глубоко связан с древней земледельческой культурой, начало которой было положено еще задолго до образования Волжской Булгарии.

-2

К середине XIX в. некоторые из традиционных ремесел татар перерастают в мануфактурного типа производства, к ним относились и художественные промыслы, в которых изготовление необходимых в быту предметов осуществлялось по критериям не только пользы, но и красоты. В середине XIX в. развитие традиционных ремесел достигло наиболее высокого уровня. Это относится к ювелирному искусству, золотому шитью, кожаной мозаике, вышивке, ткачеству, каллиграфии, резьбе по камню, развитие получили также ковроделие, войлоковаляние (в создании ковров — киез, войлочной обуви и головных уборов), обработка металла, плетение из лыка и камыша, резьба и роспись по дереву и бересте, кожаное тиснение и аппликация.

В периодизации татарского искусства этап с середины XVIII до середины XIX в. отнесен к национально-классическому, а этап со второй половины XIX до начала XX в. — к общенациональному.

-3

В Казани и близлежащих татарских деревнях наиболее крупным из художественных промыслов в XIX в. был ичижно-каляпушный промысел по производству декорированной мозаикой узорной кожаной обуви и золотошвейных головных уборов (калфаки и тюбетейки). Отметим лишь, что такой женский головной убор, как такыя, получивший распространение у приуральских татар и татар-мишарей, а также тюбетейки часто изготавливались и расшивались бисером, жемчугом.

-4

Наиболее крупной фирмой в конце XIX в., торговавшей произведенными на ее же фабриках тюбетейками, каляпушами и калфаками, была фирма Гайнутдина Сабитова с сыновьями. Изделия фирмы Г. Сабитова были признаны лучшими на всем общероссийском рынке и удостаивались наград на промышленных выставках в России и за рубежом. Например, в XIX в. они были награждены золотой медалью в Лондоне (1884 г.), серебряными медалями в Амстердаме (1883 г.), Казани (1886 г. и 1890 г.), Париже (1888 г.), Нижнем Новгороде (1896 г.). Среди производителей золотошвейных головных уборов была 2-й гильдии купеческая жена Х. М. Апакова, представившая изделия на Первой мануфактурной выставке в Казани в 1837 г.

-5

В основе ичижного промысла как массового производства изделий татарской узорной обуви из кожи — сапог (читек, ичиги) и туфель (башмак, чувэк) лежат традиции художественной обработки кожи в технике мозаики — каюлы кун, редко — тиснения. Обувь создается из узорных разноцветных кусочков кожи.

-6

Производство всех видов узорной обуви было сосредоточено в Казани и в крупных селах Заказанья (Арск, Дубъяз, Большие и Малые Ковали, Мемдель, Клачи, Кырлай, Мульма, Ср. Аты, Атня, Субаш, Инся, Ср. Серда, Тимерче, Ямашурма), а также в некоторых деревнях Чистопольского, Тетюшского, Мамадышского, Спасского, Лаишевского уездов Казанской губернии. Г.М. Залкинд, опираясь на сведения о занятиях жителей Казани в 1840-1841 гг., приводит имена нескольких ремесленников — Апсалямов, Рахманкулов, Саитов, Гайсин, Габдрахманов, Семенов, занимавшихся производством ичигов. Наряду с мелкими ремесленными мастерскими, работали появившиеся в 1840-е гг. крупные мануфактуры (купцов М.Ю. Абдуллина и М.Ф. Файзуллина), которые получили развитие в форме художественного промысла.

По статистическим данным, в конце XIX в. в Казани работало до двух тысяч мастеров, до 10 тысяч — в окрестных аулах. Производство узорной обуви достигало до трех миллионов пар в год. Заказы выполнялись как на внутренний, так и внешний рынок. Изделия отправлялись на крупные ярмарки в Западную Европу, города Поволжья, Урала и Сибири и особенно в Среднюю Азию.

-7

Массовое распространение у татар получило ювелирное ремесло. Ювелиры работали с золотом (алтын), серебром (комеш), медью (бакыр) и их сплавами. Основное производство ювелирных изделий было сосредоточено в Старой и Новой татарских слободах Казани и в деревнях Заказанья (Арский, Сабинский, Мамадышский, Лаишевский районы).

-8

К середине XIX в. ювелирное ремесло достигло наибольшего подъема. Его развитию способствовал большой спрос на украшения, наделявшиеся не только декоративной, но и социально-престижной функцией (серьги, браслеты, накосники, ожерелья, коранницы, перстни), отдельные из них (хасите, яка чылбыры, поясные застежки) были составной частью одежды.

-9

Свои изделия ювелиры не клеймили, что отличает ювелирное дело татар, определяя его народный характер. С конца XIX в. традиционное ювелирное ремесло постепенно угасает. Изысканные по форме и изготовлению изделия уступили место массовым фабричным.

Другим крупным ремеслом у татар было кузнечное. В XIX в. Мастера производили предметы бытового назначения, посуду, украшения для конской сбруи и упряжи и другие изделия, которые украшали несложными узорами.

-10

Широкое распространение в татарских городах и деревнях в XIX в. получила художественная резьба по дереву. Сложные узорные и точеные детали создавали мастера. Были и мастера создававшие музыкальные инструменты (скрипки) и оформлявшие их простейшим узором выемчатой или ногтевидной резьбы.

-11

Повсеместное распространение получила домовая резьба, богатые образцы которой относящиеся к XIX в. сохранились в оформлении домов городской (татарские слободы гг. Казани, Касимова, Томска, Тобольска, Уфы и др.) знати. Это двух- и трехэтажные дома, украшенные резным накладным узором, архитектурными деталями в виде колонок с ордерами, пилястрами, легкими верандами и галереями. В каждом селе были свои оригинальные узоры резьбы на наличниках окон, фронтонах фасадов, в оформлении ворот.

-12

К народному искусству, получившему развитие во всех формах ремесла (домашнее производство, кустарное ремесло и мануфактурного типа производство), надо отнести художественное ткачество, сложные по исполнению и богато орнаментированные изделия. Не меньшее значение в быту татар получили вышивки, которые с распространением с 70-х гг. XIX в. европейской тамбурной машины приобретают характер ремесла, по заказам и на рынок создавались свадебные «казанские полотенца», скатерти, намазлыки, головные платки.

-13

Изделия татарских мастеров получили широкое признание и в качестве художественных произведений экспонировались на Всемирной Парижской выставке в 1900 г. (коллекция с выставки хранится в Российском этнографическом музее). Однако с конца XIX в., с распространением дешевой фабричной продукции, модернизацией бытовой культуры и влиянием европейской моды, многие традиционные ремесла и промыслы татар постепенно исчезали.

В XX веке национальные орнаменты в Татарстане продолжали развиваться, отражая культурные и традиционные особенности этноса. В начале века, орнаменты были в основном геометрическими и абстрактными. Они отображали четкость и строгость традиционных татарских узоров. Одно из ключевых изменений, произошедших в национальных орнаментах в XX веке, было использование цвета. Традиционные татарские орнаменты долгое время были ограничены черно-белой цветовой гаммой. Однако, в XX веке, с развитием технологий окрашивания материалов, орнаменты начали появляться в ярких и насыщенных тонах. Это дало им новую жизнь и выразительность. В ХХ веке из-за перехода религиозных символов в область культурного феномена, орнамент, потеряв первоначальное значение, стал воспроизводиться в метафоре, например, космополитизм, пролетарский интернационализм. Все это рождало миф о социальной общности - «дружбе народов».

-14

Одним из характерных признаков татарского орнамента XX века стало сочетание традиционных геометрических и растительных мотивов. Традиционные узоры, абстрактные формы и геометрические фигуры использовались для создания орнамента, а также некоторые специфические символы, которые имели свое особое значение для татарской культуры.

Цветовая гамма орнамента стала яркой и контрастной. Использовались такие цвета, как красный, синий, зеленый, желтый и оранжевый. Кроме того, в татарском орнаменте часто присутствовала золотая и серебряная отделка, которая придавала изделию более роскошный вид.

Самым почитаемым и священным цветом считался зеленый, знак особого отличия у всех мусульманских народов, Он символизировал гармонию, молодость, единение с природой.

-15

Значение синего цвета в культуру татарского народа пришла из языческих верований: синий – цвет неба, Тенгри, в татарской поэзии его использование часто олицетворяет собой образы красоты, счастья, мечты, богатого внутреннего мира. Использование красного цвета часто связано с сильными личностями, эмоциями, любовью. К нему относились с определенной настороженностью и заменяли бордовыми, коричневыми цветами.

Что касается орнамента татарского национального костюма XX века - он также тщательно разрабатывался. Татарские женщины носили яркие платья с оригинальными орнаментальными узорами, которые вышивались на ткани. Особое внимание уделялось вышивке орнамента на груди, рукавах и воротнике. Также использовались вышивка золотой и серебряной нитью, что создавало богатый и яркий образ.

-16

Основной орнамент, который использовался в татарских национальных костюмах ХХ века, это цветочный орнамент, символизирующий радость, процветание и красоту. Он представляет собой множество распускающихся цветков. Растительный орнамент располагался аккуратно и симметрично, что создавало гармоничный и изящный вид.

Также на татарских костюмах можно заметить такие орнаменты как узор, состоящий из геометрических фигур и даже орнамент в виде дыма, схватывающегося и расползающегося.

Орнаменты на татарском костюме не только передают культурное наследие и традиции, но также являются элементом самовыражения и идентификации татарского народа. Они добавляют индивидуальность и уникальность каждому костюму, отражая его владельца и относясь к его национальной принадлежности.

Также орнамент использовался и в татарской национальной архитектуре XX века. Он представляет собой комплекс геометрических или растительных узоров, отличается своей утонченностью, изяществом и богатством декоративных элементов.

-17

В проектировании зданий использовались простые геометрические формы, такие как круги, квадраты и треугольники, которые представляли собой различные композиции и узоры. Среди растительных мотивов можно выделить цветы, листья и ветви. Они были выполнены в традиционном татарском стиле и являлись символами природы и жизни.

Здания, памятники и мечети были украшены красивыми орнаментальными узорами, которые выделялись на фоне светлых стен и куполов. Это придавало зданиям особый вид и уникальность. Цветовая гамма орнамента в татарской архитектуре ХХ века обычно была нежной и пастельной. Основными цветами были белый, голубой, зеленый и желтый. Они создавали атмосферу свежести и легкости. Орнамент в татарской архитектуре ХХ века является важным компонентом идентичности татарского народа и сохраняет традиции и культурное наследие этой культуры. Он придает зданиям особый характер и красоту.

Важной чертой татарского орнамента XX века было его использование в различных сферах искусства, таких как живопись, графика и скульптура. Орнамент прекрасно сочетался с другими художественными элементами, создавая гармоничные композиции и декоративные решения.

В целом, татарский орнамент в XX веке был ярким, насыщенным и роскошным. Он сохранял свою традиционность, сохраняя в себе особую символику и значимость для татарского народа. Вместе с тем, он стал отражать всеобщие тенденции и влияния других культур.

-18

Наиболее часто используемым мотивом национального орнамента 21 века остался классический тюльпан, за последние пару десятилетий тюльпан вытеснил другие цветочно-растительные символы из татарского орнамента — гвоздику, ромашку, розу, лотос. Он красуется и на гербе Татарстана, и на эмблеме хоккейного клуба «Ак Барс», и в символике казанской Универсиады, и в архитектурных композициях, и на логотипах десятков компаний.

-19

В Татарстане последних десятков лет тюльпан как визуальный символ обрел особенно большое значение — и в светской айдентике, и в религиозной. Тюльпан мы встречаем в виде кованого орнамента, которым украшается ограда мечети, в виде тюльпана выполнены витражные окна мечети Кул Шариф, есть этот цветок и в отделке других татарстанских мечетей, тюльпаноподобные орнаментальные мотивы часто встречаются в декоре одежды духовенства.

-20

В наши дни среди молодежи становится популярным возвращение к своим истокам, истории, к национальному колориту, что находит отражение не только в интересах, но и в повседневной одежде, становится трендом. Парни и девушки таким образом не только стремятся обозначить свою национальную принадлежность, но и отдать должное своим предкам, переняв у них все самое лучшее.

Издревле с помощью кожи, натурального материала, мастерицы создавали своими руками уникальные вещи. С незапамятных времен кожа стала важной деталью костюма представителя татарского народа. Способов её художественной обработки бесчисленное множество – это тиснение, аппликация, вышивка, роспись и даже инкрустация металлом. Отдельного внимания заслуживает кожаная мозаика, оригинальная техника шитья казанской узорной кожаной обуви.

Искусство мозаики из кожи дожило до наших дней и стало известно широкому кругу почитателей благодаря ремеслу казанских кожевников и ичижников, занимающихся изготовлением традиционной татарской обуви. Кожаная мозаика используется не только для изготовления обуви. Эта техника приобрела настолько широкое распространение, что современные мастера используют мозаику при изготовлении всевозможных подарков своим родным и близким. Известные современные татарские художники, работающих в различных техниках декоративно–прикладного искусства - Луиза Фасхутдинова, Земфира Бикташева (вышивка), Светлана Гарбузова, Наиля Кумысникова, Альфия Замилова (кожаная мозаика), Флера Даминова, Рустем Шамсутов (кожаная мозаика), Ляйсан и Айрат Марданшины (графика), Хамза Шарипов (Набережные Челны, аппликации из войлока), Равиль Загидуллин (техника живописи на стекле).

В настоящее время в специализированных магазинах и интернете можно встретить эксклюзивные изделия из кожи с национальным колоритом. Сумки, косметички, рюкзаки, читек (молитвенные тапочки), тюбетейки, тапочки, подушки, обложки для паспорта, кошельки, ключницы, намазлыки, настенные и напольные ковры - все это изготавливается вручную из натуральной кожи и экокожи.

На улицах Казани у горожан частенько можно увидеть кожаные сумки с национальными узорами. Яркие орнаменты красочно смотрятся как на маленьких дамских сумочках, так и на мужских поясных сумках.

-21

Костюм является самым ярким "определителем" национальной принадлежности, он способен рассказать об индивидуальных особенностях человека. Как много о нас может рассказать наша сегодняшняя повседневная одежда? Всё больше современных дизайнеров начинает браться за воплощение национального колорита в современных реалиях мира моды. Сейчас всё чаще в гардеробах татарских девушках присутствует миниатюрный калфак или брошка в форме тюльпана, особо стали популярны национальные платки.

Список литературы:
1. Айдаров, Р. С. Архитектура многоквартирных деревянных домов Казани конца ХІХ-начала ХХ веков/ Р. С. Айдаров// Известия КазГАСУ. – 2008. – №2 (10).
2. Арефьева, К. И. Исследования татарского орнамента по материалам публикаций / К. И. Арефьева// Человек и общество. – 2018. – № 1(6).
3. Арефьева, С. М. Орнамент в татарской культуре /С. М. Арефьева, К. И. Арефьева, О. Н. Горячева// Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2020. – №53.
4. Ахметова, Д.И. Попытка типологии стилевого многообразия в современной художественной культуре (на примере изобразительного искусства РТ)/ Д. И. Ахметова // Вестник КазГУКИ. – 2013. – №2.
5. Вагапова, Ф. Г. Виды и типы орнаментов в оформлении татарских рукописных книг (XVII – начало XX В.)/ Ф. Г. Вагапова // Вестник ТГГПУ. –2012. – №3.
6. Валеев, Ф. Х. Народное декоративное искусство Татарстана / Ф. Х. Валеев. – Казань, 1984. – 171 с.
7. Валеев, Ф. Х. Орнамент казанских татар/ Ф. Х. Валеев – Казань, 1969. – 204 с.
8. Валеев, Ф. Х. Татарский народный орнамент/ Ф. Х. Валеев. – Казань, 2002. – 295 с.
9. Валеева-Сулейманова, Г.Ф. Татарская филигрань в контексте генезиса и развития ювелирного искусства // Из истории татарского народного искусства. Казань, 1995. – С.67-100
10. Валеева-Сулейманова, Г. Ф. Народные художественные промыслы // Татарская энциклопедия. – Казань, 2008. – Т. 4. – С. 362-363.
11. Валеева-Сулейманова, Г. Ф. Национальная традиция в декоративном искусстве // Татары. – Москва, 2001. – С. 437 – 465.
12. Валеева-Сулейманова, Г. Ф. Процессы модернизации в татарском искусстве начала ХХ в. / Г. Ф. Валеева-Сулейманова // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2016. – №1-2.
13. Вахиди, С. Г. Ярлык хана Сахиб-Гирея/ С. Г. Вахиди // Вестник научного общества татароведения. – 1925. – № 1-2.
14. Воробьев, Н. И. Казанские татары: этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода/ Н. И. Воробьев – Казань, 1953. – 383 с.
15. Воробьев, Н.И. Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем / Н.И. Воробьев, Е.П. Бусыгин. – Казань, 1957. – 42 с.
16. Ватаным Татарстан: общественно-политическая газета/ учредитель ГБУ РТ "Редакция газеты "Ватаным Татарстан". – 1918 – . Казань, 2023
2011, № 234-235
17. Гулова, Ф.Ф. Татарская национальная обувь: Искусство кожаной мозаики / Ф. Ф. Гулова. – Казань, 1983. – 47 с.
18. Давлетшин, Г. Булгарская письменность (Раннебулгарский и домонгольский периоды)/ Г. Давлетшин // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2008. – № 1.
19. Давыдова, С. А. Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Казанской и Вологодской: Исслед. С.А. Давыдовой. – Санкт-Петербург, 1886. – 158 с. – (Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности; В. 15, отд. 2).
20. Девятых, Л. И. Из истории казанского купечества: тысячелетию Казани посвящается... / Л. И. Девятых. – Казань, 2005. – 143 с.
21. Донина, Л. Н. Отражение мусульманской идентичности татар в ювелирном искусстве: на примере каллиграфического орнамента на чеканных бляхах/ Л. Н. Донина // Историческая этнология. – 2017. – Т. 2. – № 1.
22. Донина, Л. Н. Стили письма арабской графики в традиционной культуре казанских татар/ Л. Н. Донина, Ф. Г. Вагапова// Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2018. – №1.
23. Донина, Л. Н. Татарский традиционный костюм в балете Ф. Яруллина "Шурале"/ Л. Н. Донина // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2013. – №3-4.
24. Казан утлары: литературно-художественный и общественно-политический журнал на татарском языке/ учредитель ФЛ АО "Татмедиа" "Редакция журнала "Казан Утлары". – 1922 – . Казань, 2023 г. – Ежемес.
1983, №1-12.
25. Сөембикә: литературно-художественный журнал/ учредитель АО «Татмедиа». – 1913 – . Казань, 2023
2009 г. №9; 2010 г. № 1; 2010 г. №9; 2010 г. №12
26. Залкинд, Г. М. Кустарная промышленность Татарстана. История и процесс производства обуви и головных уборов/ Г. М. Залкинд – Казань, 1931. – 64 с.
27. Исламова, К. И. Татарский национальный костюм: от обновленных форм XIX века к современным решениям / К. И. Исламова, Л. К. Вычужанова // История национального костюма народов Республики Башкортостан: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Стерлитамак, 12 октября 2021 года. – Стерлитамак: Башкирский государственный университет, 2021. – С. 80-85.
28. Косолапов, В. Н. Кустарные промыслы в Казанской губернии: в 9 вып./ В. Н. Косолапов – Казань, 1904. – Вып. 8.
29. Луцкая, С. В. О татарском орнаменте / С. В. Луцкая // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – № 1(8).
30. Музеева, С. С. Кирпичный декор культовых сооружений города Казани второй трети XVIII – начала XX веков/ С. С. Музеева // Вестник науки. – 2021. – №2 (35).
31. Народное декоративно-прикладное искусство // Казань-Москва, 2008. – 144 с. пр
32. Сергеева, Н. Әбиемнең сандыгы/ Н. Сергеева. – Казан, 1995. – 32 б.
33. Сергеева, Н. Татарская вышивка/ Н. Сергеева. – Казань, 2005. – 47 с.
34. Сергеева, Н. Татар сынлы сәнгате: Өстәмә белем бирү программасы һәм методик кулланма / Н. Сергеева. — Казан, 1999. — 54 б.
35. Сергеева, Н. Тылсымлы энә/ Н. Сергеева. – Казан, 2001. – 24 б.
36. Обзор кустарных занятий в Казанской губернии. – Казань, 1896. – 112 с.
37. Әхмәтҗанова, Р. К. Матулык иленә юл: балалар бакчасында сынлы сәнгать дәресләре үткәрү буенча тәрбиячеләргә методик кулланма/ Р. К. Әхмәтҗанова. — Казан, 2001. — 96 б.
38. Рашитов, Д. Д. Монеты как украшение и элемент традиционного костюма татар в XIX-XX вв/ Д. Д. Рашитов// Человек и культура. – 2021. – №. 5.
39. Рылов, М. А. Забытая отрасль труда/ М. А. Рылов// Волжский вестник. – 1886. – № 279.
40. Салахов, Р. Ф. Традиции художественно-полиграфического оформления татарской книги до ХХ века: стилевое единство и межкультурные связи/ Р. Ф. Салахов, А. Р. Абдулхакова// Вестник ТГГПУ. – 2014. – №2 (36).
41. Сафиуллина-Аль Анси Р. Р. Татарская книжная традиция XIX – начала XX века: рукописная и старопечатная книга/ Р. Р. Сафиуллина-Аль Анси // Филология и культура. – 2013. – № 1.
42.Символ Татарстана. Ребрендинг ХК «Ак Барс – Quberten [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://quberten.ru/akbars-rebranding(Дата обращения 04.08.2023)
43. Татар тарихы – Татарская история- археология, этнография, эпитафии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tashlar.narod.ru/(Дата обращения 28.07.2023)
44.Түгәрәк уен: Татар халык иҗатын яктыртучы мәгълүмати-популяр альманах/ учредитель АО «Татмедиа». – 2011. – Казань, 2023.
2011 г. №1; 2012 г. №1,2,3; 2013г. № 2,3,4; 2014 г. 1,3,4; 2015 г. №1,2,3; 2016 г. №4; 2017 г. № 2,3,4; 2018г № 2,3,4; 2019г. №1,2,4.
45. Харисов, Ф. Ф. Милли мәдәният: Сораулар һәм җаваплар. – Казан, 1999. – 47 б.
46. Фукс, К. Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. – Казань, 1844. – С. 138.
47. Халит, Н. Отголоски образов кочевого прошлого в архитектуре казанских татар/ Н. Халит // Известия КазГАСУ. – 2011. – №1 (15).
48. Хамитбаева, Н. Первая мануфактурная выставка в Казани/Н. Хамитбаева // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2008. – № 1.
49. Шайхлисламов, А. Х. Роль мусульманского декоративно-прикладного искусства в становлении и развитии художественного образования татарского народа в Казанском крае (VIII-XV В. В.)/ А. Х. Шайхлисламов // Казанский педагогический журнал. - 2008. - №12.
50. Энциклопедический словарь (2009) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://niv.ru/doc/dictionary/encyclopedic/index.htm (Дата обращения: 28.07.2023)
51. Этнография татарского народа / науч. ред. Д.М. Исхаков. – Казань, 2004. – 286 с.