Давным-давно, когда еще не существовало «Тайного фотографа Москвы», я часто гулял по Баррикадной. Мне всегда нравилась высотка на Кудринской и, наверное, не было ни разу, чтобы я, пройдя мимо нее, не сделал хотя бы пары кадров.
Вот эта виолончелистка всегда была моей фавориткой.
Но есть рядом с высоткой еще одно здание, которое всегда вызывало у меня не меньшие чувства. И если поискать по завалам и старым архивам, то его снимков у меня нашлось бы гораздо больше, чем «Сталинской Сестры». Однако удивительно, что много лет любуясь им, я ни разу не поинтересовался его историей.
Табличка на фасаде говорит, что это «Вдовий дом» постройки 1820-1823 годов.
Однако его история началась значительно раньше, видела многие беды и горести, храня памятные, трагические страницы.
А начиналось все…
…Мирно и пасторально
В восемнадцатом веке участок с прекрасным садом, близ речки Пресни, принадлежал могущественным дворянам Апраксиным. Здесь в 1775 году была выстроена их летняя усадьба.
- «Всезнающая» википедия пишет, что архитектором усадьбы являлся Иван Дементьевич Жилярди, но тот, кого тогда еще звали Джованни Батиста Жилярди, переехал из солнечной Швейцарии в холодную Москву лишь в конце 1780-х.
Усадьбу, кто бы ни был ее строителем, вскоре приобрел Александр Иванович Глебов, служивший генерал-аншефом (по сути – главнокомандующий армии, почти фельдмаршал) при Петре и являвшийся четвертым по счету генерал-прокурором Правительствующего Сената при Екатерине Второй, которую он поддержал практически сразу после учиненного ею дворцового переворота и свержения Петра Третьего.
Он в 1785 году перестроил апраксинский дом в стиле барокко, но долго в обновленной усадьбе не прожил, скончавшись в июне 1790-го, после чего…
…Дом верного слуги Императрицы перешел в казну
Какое-то время дом использовался как Главная Московская аптека, затем поступил в распоряжение Александровского Мещанского института с домовым храмом в честь Марии Магдалины. Тот просуществовал здесь почти до самой Отечественной войны, в 1811 году получив новое помещение на Божедомке.
А освободившийся особняк на Кудринской площади передали Благотворительному ведомству Императрицы Марии под создание Вдовьего дома – место призрения и приюта для солдатских вдов.
Таковые дома, как и прочие благотворительные заведения, как раз начали появляться в Москве и Санкт-Петербурге. В них селились вдовы лиц военной или гражданской службы, вдовы убитых в сражениях или умерших от ран воинов, вдовы прослужившие не менее пятнадцати лет в учреждениях императрицы Марии или оставившие службу по состоянию здоровья, а также многодетные матери, на чьих руках были дети до двенадцати лет.
Однако началась война, и…
…Здание отвели под госпиталь
Когда отгремело Бородино, сюда доставили до нескольких тысяч раненых бойцов. А вот когда Москва была оставлена, отступая, русские войска не успели эвакуировать всех пациентов, и несчастные остались без присмотра и помощи, один за другим в муках умирая от ран и увечий.
Единственным, кто остался с ними, был местный смотритель, Николай Федорович Мирицкий.
Вскоре в опустевшую Москву вошли французы. И то ли решив поглумиться над беспомощными, то ли (как свидетельствовали некоторые) заподозрив больных мнимыми, а на самом деле сотрудничающими с партизанами, подкатили к стенам госпиталя пушки и открыли огонь.
Николай Мирицкий пытался образумить их, но что мог сделать один старик?
От здания остались одни лишь обугленные стены, а в варварском и бессмысленном расстреле погибло больше семисот беспомощных, израненных воинов.
Вдовий дом восстановили в 1813-м, и как раз здесь достоверно известно, что…
…Строительством занимался Иван Жилярди
Он восстановил порушенное, изувеченное здание, придав ему ампирный облик. Вот, правда, здесь снова есть разночтения. То ли сам Иван Дементьевич устроил глубокий портик с восемью колоннами и галереей и надстроил второй этаж, или расширением здания и возобновлением домовой церкви занимался в 1818-1823 годах его сын, Доменико Иванович (8 фото).
Но, думаю, что в отличие от упомянутого мною выше несоответствия, как раз это не имеет принципиального значения. Сойдемся на том, что свой нынешний облик здание приобрело именно благодаря отцу и сыну Жилярди.
Дом наконец заработал по своему предназначению, принимая вдов офицеров и старших гражданских служащих. Также известно, что первые сестры милосердия в России появились именно здесь.
В восстановленном Вдовьем доме содержалось около шестисот пансионерок. Полсотни из них имели привилегию бесплатного проживания и ухода, некоторые оплачивали свое нахождение здесь тем, что ухаживали за больными и немощными. Остальные вносили некоторую посильную сумму.
К слову сказать, одной из них была княжна Любовь Алексеевна Кулунчакова, матушка Александра Куприна
«После всяких пожеланий Любовь Алексеевна писала следующее: «Перед свадьбой я пришлю Саше и Вам мое родительское благословение — икону святого Александра Невского, по имени которого назван Саша. Когда я вышла замуж, у меня родились две девочки. Но моему мужу и мне хотелось иметь сына. И вот тут нас стало преследовать несчастье. Один за другим рождались мальчики и вскоре умирали. Только один дожил до двух лет и тоже умер. Когда я почувствовала, что вновь стану матерью, мне советовали обратиться к одному старцу, славившемуся своим благочестием и мудростью.
Старец помолился со мной и затем спросил, когда я разрешусь от бремени. Я ответила – в августе. «Тогда ты назовешь сына Александром. Приготовь хорошую дубовую досточку, и, когда родится младенец, пускай художник изобразит на ней – точно по мерке новорожденного – образ святого Александра Невского. Потом ты освятишь образ и повесишь над изголовьем ребенка. И святой Александр Невский сохранит его тебе».
Этот образ будет моим родительским вам благословением. И когда Господь даст, что и вы будете ждать младенца и ребенок родится мужского пола, то вы должны поступить так же, как поступила я».
Я должна была ответить Любови Алексеевне на ее письмо и попросила Александра Ивановича дать мне адрес. Александр Иванович сначала предложил отдать письмо ему, чтобы он переслал его вместе со своим ответом. Но я хотела свое письмо адресовать непосредственно Любови Алексеевне. И тут я заметила, что Александр Иванович мнется и чего-то недоговаривает.
– Видите ли, — сказал он наконец, – стесняюсь сказать вам и боюсь, что вы меня осудите. Моя мать живет во Вдовьем доме, и вы можете подумать, что я не позаботился о том, чтобы иначе устроить ее. Я говорил вам, как трудно мне было жить, когда я ушел из полка, какой скудный заработок давали мне случайные профессии. И как мал был заработок репортера. Когда меня начали печатать в «Русском богатстве», то рассказы мои появлялись в журнале через большие промежутки времени. Получив гонорар, половину я посылал матери, а половина уходила на покрытие множества накопившихся за это время долгов. Устроиться жить вместе с матерью при моих переездах из города в город было невозможно. У нее очень энергичный и властный характер. Поэтому она чувствует себя, должно быть, вследствие долголетней привычки, лучше всего во Вдовьем доме, где она ни от кого не зависит. Не подумайте, что это какая-нибудь богадельня или приют для нищих старух. Таких домов только два: московский Вдовий дом на Кудринской площади, прекрасное старинное здание, и петербургский — при Смольном институте благородных девиц. Здесь живут дворянские вдовы на полном казенном обеспечении. Моя мать попала сюда только потому, что она урожденная княжна Кулунчакова, происходит из древнего рода татарских князей — ханов Касимовского царства. У каждой такой «вдовушки» отдельный уголок с кроватью, тумбочкой, креслом и шкафом...»
(Мария Куприна-Иорданская, Годы молодости)
В 1905 году здесь проходили жестокие бои рабочих дружин с царскими войсками.
А после революции 1917 года учреждение упразднили. Все еще существовавший подле здания сад вырубили, расширяя улицу. Закрыли и домовый храм, в девятнадцатом веке бывший настолько популярным и почитаемым, что посещение в нем праздничных богослужений в какой-то период было возможно лишь по специальным приглашениям.
Здание передали Народному комиссариату здравоохранения под Институт социальной гигиены. Служит оно медицине и по сей день в качестве Академии последипломного медицинского образования.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших оценках и комментариях, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям. А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!