Найти тему

«Всей правды мы все равно не узнаем»: почему люди верят в теории заговора

Происходящее не то, чем кажется, у событий всегда есть тайная сторона, а всей правды все равно никогда не узнать, потому что ее скрывают в своих интересах опасные и влиятельные силы. Примерно так выглядит картина мира у тех, кто придерживается «теорий заговора», а другими словами — объясняет события сговором и кознями могущественных и злонамеренных лиц.

Например, по данным исследования ученых Кембриджского университета, в ходе которого было опрошено в 2021 г. более 26000 человек в 24 странах, в те или иные теории заговора, в зависимости от страны, верят от около 5% до более 70% респондентов. По данным опроса, наиболее широкой поддержкой пользуется теория о существовании «мирового правительства» — группы лиц, стоящей за официальными властями и тайно управляющей миром: например, в Кении в это верят 72% опрошенных, в Мексике — 47%, в США — 31%, в Великобритании — 18%, в Германии — 23%, в России — 41% (опрос ВЦИОМ в 2023 г. показал, что в существование мирового правительства верят 49% россиян). Довольно многие верят в то, что от общественности намеренно скрывают вредные последствия прививок (например, так думают 50% опрошенных в Нигерии, 28% в США, 15% в Швеции, 35% в России), а коронавирус никогда не существовал и является мистификацией, за которой стоят «могущественные силы» (30% респондентов в Индии, 23% в ЮАР, 15% в Польше). Живуча и теория, что высадка американцев на Луну в 1969 г. была инсценировкой: в этом, например, убеждены 36% респондентов в Таиланде, 9% в США и 31% в России (согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в 2020 г., — 49%).

Последствия веры в теории заговоров могут быть даже полезными, если поощряют правительства к большей прозрачности: выявляя несоответствия в официальных версиях события, конспирологические теории могут открыть для обсуждения вопросы, которые в противном случае никогда не стали бы обсуждаться, считают ученые. Однако чаще всего теории заговора несут опасные социальные, экономические и политические последствия: усиливают дискриминацию и предрассудки по отношению к определенным группам (например, этническим или религиозным), способствуют снижению доверия к общественным институтам, распространению недоверия к научной информации, размыванию социального капитала, могут вести к усилению радикализма и экстремистского поведения.

Теориям заговора подвержены люди всех возрастов, женщины склонны к ним в той же степени, что и мужчины, и даже профессоры и президенты могут поддаться конспирологии. «Мы все конспирологи, просто некоторые из нас скрывают это лучше, чем другие», — отмечают исследователи.

Теории заговора часто появляются в качестве логического объяснения событий или ситуаций, которые сложны для понимания. Потребность в них особенно усиливается в периоды высокой неопределенности, когда у людей возрастает стресс и мотивация находить закономерности в происходящем. Развенчивать теории заговора обычно довольно трудно, поскольку они относятся к так называемым нефальсифицируемым, то есть построены таким образом, что не могут быть опровергнуты. Этим теории заговора представляют собой противоположность научному знанию: научное знание возможно систематически проверять и, соответственно, либо подтверждать, либо опровергать. Конспирологическая же версия зачастую заключена в рамки «круговой логики» — логической ошибки, когда истинность А подтверждается истинностью Б, а истинность Б — истинностью А.

Однако если одни теории заговора могут быть относительно безобидными, то другие способны наносить серьезный вред людям и обществу в целом, эксплуатируя человеческие страхи. Теории заговора, создающие прямую угрозу жизни (например, о вреде вакцинации) и сеющие в обществе рознь (например, на этнической почве), вряд ли заслуживают такого же снисходительного отношения, как убежденность в том, что Луна — это космический корабль, а кольца Сатурна — передающие устройства, посредством которых инопланетяне управляют земной жизнью.

Никто не свободен от предубеждений или страхов, которые могут открыть дверь для веры в теорию заговора, поэтому важно задавать самому себе вопросы, откуда берутся мои страхи, убеждения и ценности, советуют эксперты Еврокомиссии и ЮНЕСКО.

Сориентироваться, где конспирология, а где — нет, может помочь проверка по трем направлениям, пишут эксперты:

«Кто говорит».Проверьте автора — того, кто сообщает информацию: если он признанный эксперт в данной теме, его опыт и квалификацию можно проверить, как и используемые им факты, то маловероятно, что сообщение окажется теорией заговора. В ином случае — если автор сам себя называет экспертом, не связан с авторитетной организацией, утверждает, что его данные надежны, но проверить их невозможно, — с высокой долей вероятности это может оказаться конспирологией.

«Где говорит». Проверьте источник публикации информации: насколько он известен, надежен и уважаем (например, авторитетные медиа или научный журнал) или же, наоборот, неясен или анонимен.

«Как говорит».Тон и стиль сообщения тоже помогают выявить фейки и конспирологию. Если автор предоставляет несколько разных точек зрения, придерживается фактов и разграничивает их и свое о них мнение — маловероятно, что это конспирология. Если же информация преподносится как единственно возможная истина, автор субъективен и апеллирует к эмоциям — не исключено, что это конспирология.

По материалу научно-популярного портала econs.online

Подготовила
Ольга ПЕТРОВА
Фото из открытых источников