Каждый новый день сотни хирургов совершают множество разнообразных операций. При этом, в то время как пациентам возвращается здоровье, за биением их жизни бдят анестезиологи-реаниматологи. В этот момент они не только обеспечивают пациента глубоким сном, но и тщательно контролируют все процессы в его организме.
Возможно ли пробудиться во время хирургического вмешательства? Почему люди по-разному оправляются от наркоза? И какие необычные ситуации могут возникнуть во время медикаментозного сна? Эти исключительные сценарии рассказывает нам анестезиолог-реаниматолог Наталья Шень.
Страх перед наркозом преследует многих, и наиболее распространенный из них – это страх не проснуться после анестезии. Насколько реальна опасность находится в анестезии, или же это беспочвенные тревоги?
Мнение Натальи Шень: Я не намерена развенчивать эти беспокойства. Да, наркоз несет определенные риски, и чем глубже наркоз, тем больше опасность. Можно даже сказать, что это своего рода шаг к предполагаемой смерти, так как мы временно приостанавливаем контрольные функции организма. Анестезиолог – это тот, кто сохраняет связь между пациентом и жизнью во время наркоза, и даже частично управляет функциями организма.
Не существует такого понятия, как "простой" наркоз, каждый случай – это огромная ответственность. Иногда анестезия представляет больший риск и сложность, чем сама операция. Но я не хочу пугать никого, хочу лишь подчеркнуть, что наркоз – это всегда серьезно, и к нему нужно подготовиться: сдать все требуемые анализы и пройти обследования перед операцией. Это необходимо не только для хирурга, но и, в первую очередь, для анестезиолога, который будет регулировать органические функции во время хирургического вмешательства.
Как анестезиолог управляет организмом больного?
С самого начала знакомства с пациентом анестезиолог уже имеет общий план наркоза. С первых контактов с пациентом начинается анализ, будет ли пациент способен дышать самостоятельно, или ход операции и общее состояние пациента потребуют поддержку дыхания через искусственную вентиляцию легких.
При проведении обширных операций может потребоваться также управление внутрибрюшным давлением, и в этом случае анестезиолог обеспечивает такую необходимость. Встречаются ситуации, когда артериальное давление снижается, и анестезиолог-реаниматолог обязан стабилизировать его. Современный наркоз включает в себя контроль над работой нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Во время операции также может возникнуть изменение функций почек, и здесь анестезиолог вносит коррективы.
Можно сказать, что анестезиолог становится своего рода ангелом-хранителем для пациента. Хирург ответственен за свою область, а мы берем на себя ответственность за всего пациента.
Время от времени можно встретить разговоры о том, как люди оказываются в состоянии бодрствования во время операции и испытывают боль. Возможно ли такое?
Это бывает иногда, и оно имеет своеобразное объяснение. Так называемый "тест пробуждения" иногда используется сознательно, особенно когда операция проводится вблизи важных нервных структур, чтобы определить, сохраняется ли у пациента чувствительность. В случае обнаружения такой чувствительности можно быстро выявить неврологические нарушения. В таких случаях пациента временно пробуждают во время наркоза. Такие ситуации весьма редки, и пациенты о них предварительно информируются. Это важная процедура для обеспечения безопасности функций организма и качества будущей жизни.
Во всех остальных случаях пробуждение во время наркоза - это скорее миф. Опираясь на 30 летний опыт работы в данной области, могу сказать следующее: хоть и возможно, что пациент проснется на операционном столе, это происходит не во время хирургического вмешательства, а после его завершения, пока пациент находится в операционной.
Термин "Психоповреждающее действие общей анестезии" означает временное изменение психического состояния некоторых пациентов. Однако для этого требуется определенная предрасположенность: поврежденная центральная нервная система, воздействие алкоголя, травмы и тип личности - все это играет роль, особенно у впечатлительных людей. Псевдовоспоминания могут возникнуть у таких людей после выхода из наркоза, когда они начинают вспоминать моменты, когда им, казалось бы, было очень больно, и они пытались донести это до окружающих. Тем не менее, это является результатом анестезии. Я говорю об этом с уверенностью, поскольку мы имеем доступ к широкому спектру медицинской аппаратуры, позволяющей отслеживать состояние пациента, глубину наркоза, эффективность обезболивания, и это подтверждается клиническими и лабораторными данными. Мы следим за частотой сердечных сокращений, реакцией зрачков на свет, пульсом, давлением. Кроме того, проводились исследования на уровень стресс-гормонов, и все это указывает на глубокий сон пациента и отсутствие боли.
От чего зависит поведение человека после наркоза? Одни просыпаются спокойно, другие могут проявить агрессию.
Поведение после наркоза может быть обусловлено индивидуальными чертами личности. Если человек неустойчив по натуре, то таковым и останется после наркоза. Бывает, что воспитанные и сдержанные люди во время начальной фазы наркоза, когда кортекс головного мозга постепенно подавляется, а подкорковая область остается активной, могут проявлять агрессию и использовать ненормативную лексику. С другой стороны, некоторые крепкие и уравновешенные люди могут спокойно засыпать, подобно детям.
Здесь также существует связь со сложностью операции. Иногда трудности при выходе из наркоза могут указывать на серьезное состояние пациента. Это может быть связано с кислородным голоданием, например, после инфаркта миокарда, или с сепсисом. Эти нарушения центральной нервной системы активно изучаются, и существуют лекарства, которые способны компенсировать эти эффекты. Мы уделяем этому внимание и проводим исследования в этой области.
Для нас изменения в поведении пациента всегда служат сигналом, что что-то в организме идет не так. Иногда это может предупреждать о возможном неблагоприятном исходе.
Может ли возникнуть передозировка наркозными средствами?
Нет, это еще одно заблуждение. В современной анестезиологии и хирургии все дозируется с учетом массы тела пациента в миллиграммах на килограмм. Даже в случае газообразных анестетиков, где точная дозировка сложна, мы опираемся на данные о минимальной альвеолярной концентрации газа. Кроме того, мы наблюдаем за множеством параметров организма, которые позволяют нам получить "отклик" от пациента.
А как насчет аллергии?
Аллергические реакции встречаются, но они чаще связаны не с самим наркозом, а с препаратами, которые подавляют дыхательные мышцы, либо, во вторую очередь, с антибиотиками. Поэтому, если ситуация не требует немедленных мер, мы подробно выясняем аллергический анамнез, и все лекарства вводим осторожно и разведенными в растворе. Но даже при аккуратном подходе, анафилактический шок может возникнуть раз в год, что связано, к слову, и с критическими состояниями, так как обмен веществ в организме пациента может измениться.
Может ли пациент выбрать вид наркоза?
В большинстве случаев — да. Если операция запланирована и не является сложной, то мы, как правило, предоставляем пациенту выбор или, как минимум, учитываем его предпочтения. Однако в критических ситуациях решение принимает анестезиолог.