Помимо международных социальных сетей, которыми пользуются во всем мире, в России и соседних странах бывшего СССР популярны сервисы, созданные в самой России. Некоторые из них также приобретают все большую международную популярность.
Среднестатистический российский пользователь социальных сетей тратит на них чуть более 1,5 часов в день, чуть меньше летом и больше зимой. Такие данные приводит Mediascope в своем исследовании от марта 2023 года.
Аудитория соцсетей растет год от года, даже несмотря на то, что некоторые зарубежные соцсети сами закрыли доступ для российских пользователей или были заблокированы в России в 2022 году и теперь недоступны без VPN. Из-за этого многие пользователи просто перешли на российские соцсети.
1. ВК (ВКонтакте)
ВК — аббревиатура от «ВКонтакте» (в переводе «InContact»), что было первоначальным названием этого сервиса. Это самая популярная социальная сеть в России, созданная Павлом Дуровым еще в 2006 году по мотивам Facebook*, который тогда же только запустился. В 2014 году его купила Mail.ru, одна из крупнейших российских интернет-компаний, и в итоге переименовали во ВКонтакте.
ВКонтакте занимает первое место среди всех социальных сетей в России как по охвату населения, так и по времени взаимодействия. Его используют 44% жителей России старше 12 лет, и его пользователи тратят на него в среднем 45 минут в день, по данным Mediascope. Ежемесячно ВКонтакте посещают 79,5 млн россиян (если считать зарубежную аудиторию, то это примерно 101,7 млн пользователей в месяц). По данным «SimilarWeb», ВКонтакте является двадцать пятым по популярности сайтом в мире.
Помимо личных профилей с новостными лентами, существует множество различных групп, СМИ, профили знаменитостей, городских сообществ, чатов и так далее.
В соцсети также есть собственный сервис потоковой передачи музыки, сервис видеохостинга, игровая платформа, а также огромное количество других сервисов и мини-приложений. Один из них, например, позволяет вам соревноваться с друзьями, чтобы увидеть, кто может пройти больше шагов за день. ВКонтакте даже имеет собственную платформу для покупки и продажи токенов NFT (цифровое искусство).
Одна из последних фишек ВКонтакте — короткие вертикальные ролики, как в Tik-Tok, которые набирают сотни миллионов просмотров в день.
Кстати, ВК тоже можно смотреть на 86 языках.
2. Телеграм (telegram.org)
Еще один продукт, разработанный Павлом Дуровым, — это, прежде всего, популярный мессенджер, в котором можно обмениваться сообщениями как приватно, так и в группах.
Что отличает «Телеграм» от других мессенджеров, так это наличие сотен тысяч каналов самой разнообразной тематики, от личных блогов до новостных медиа. Сообщения с текстом, фото и видео в каналах отображаются в хронологическом порядке и вообще отсутствуют алгоритмы рекомендаций, что привлекает многих пользователей, желающих контролировать свое медиапотребление. Фирменная функция Telegram — видеосообщения круглой формы. Недавно Дуров объявил, что в Telegram появятся истории с гибкими настройками конфиденциальности.
Количество пользователей Telegram постоянно растет и на данный момент его охват близок к ВК — 41% россиян. В среднем россияне тратят на этот мессенджер 39 минут в день. Telegram также наиболее популярен среди российской молодежи (до 24 лет) и людей, которые работают в IT.
Кстати, Telegram входит в пятерку самых популярных мессенджеров в мире.
3. Одноклассники (ОК.ру)
Эта первая социальная сеть в России была создана в 2006 году, примерно на полгода раньше ВКонтакте. Он более популярен среди старшего поколения. Примерно 18% россиян заходят в ОК и проводят там 32 минуты в день, по данным Mediascope.
Ежемесячная аудитория ОК составляет более 40 миллионов человек, также соцсеть популярна в странах СНГ. Среди особенностей ОК — фирменные стикеры, виртуальные подарки и игры.
«Одноклассники» теперь также входят в состав холдинга «ВКонтакте».
4. Дзен (dzen.ru)
В то время как другие социальные сети полагаются на короткие видеоролики и посты, в Dzen большая часть контента ограничивается длинными текстами.
Хотя там тоже можно публиковать видео и небольшие посты с фото. Каждый автор может включить монетизацию и получать доход от рекламы, если его контент популярен среди читателей.
У Дзен много личных блогов путешественников, финансистов, писателей, психологов, тарологов, стилистов и, конечно же, есть официальные страницы в СМИ.
По данным Dzen , его аудитория на конец 2022 года достигла 70 миллионов ежемесячно и 100 000 активных авторов в неделю. Возраст основной аудитории — старше 25 лет.
Изначально Dzen был продуктом IT-гиганта «Яндекс», но осенью 2022 года его также купил VK.
Кстати, по данным SimilarWeb, dzen.ru — двадцать третий по популярности сайт в мире.
5. РУТЮБ
В России есть свой аналог YouTube — это RUTUBE, который был создан еще в 2006 году. Несмотря на то, что YouTube доступен в России без ограничений и пользуется большой популярностью, сейчас RUTUBE переживает буквально второе рождение. Возможно, причина в том, что YouTube отключил монетизацию для российских пользователей в 2022 году.
За последний год количество пользователей RUTUBE выросло на 36% до 23 млн человек (данные приводит ТАСС ). RUTUBE ориентирован на людей в возрасте 25-34 лет. Существует около 300 000 каналов, среди авторов которых много популярных российских блогеров и журналистов.
6. Яппи
Социальная сеть Yappy появилась только в конце 2021 года, а к концу 2022 года ее аудитория уже превысила 10 млн пользователей в месяц (данные приводит ТАСС ). Это аналог Tik-Tok, т.е. социальная сеть со встроенным видеоредактором. Yappy принадлежит «Газпром-медиа».
Однако у Yappy есть свои особенности. Главная из них заключается в том, что авторы могут снимать и редактировать совместный контент в виртуальной комнате (в ней могут разместиться пять человек). Продолжительность видео ограничена минутой.
7. ТенЧат
Деловая социальная сеть, вдохновленная LinkedIn. По состоянию на июль 2023 года в нем зарегистрировано 2,5 миллиона членов. Они используют TenChat для поиска вакансий, тендеров, сотрудников, проверки подрядчиков и организации аукционов. У каждого исполнителя и заказчика есть рейтинг, который рассчитывается ИИ на основе их репутации и финансовых показателей бизнеса.
А в других социальных сетях?
Популярные за рубежом социальные сети Tik-Tok, Instagram* и Facebook* по-прежнему доступны россиянам через VPN-сервисы. По данным Mediascope, 27% россиян имеют доступ к Tik-Tok и проводят там 65 минут в день. Но только 6% (17 минут в день) и 2% (6 минут) соответственно заходят в забаненные Instagram* и Facebook*.
*Принадлежит компании «Мета» (организация, признанная экстремистской и запрещенная в России)