Здравствуйте, мои замечательные подписчики и гости канала.
Летом депутаты Госдумы озвучили очередную инициативу: пусть в школах бесплатно поработают пенсионеры: и им в радость, и школе польза.
Я говорю сейчас не о сотрудничестве с общественными организациями ("Боевое братство", спортивные клубы, клубы по интересам), в которых состоят, в основном, пенсионеры. Накоплен богатый опыт проведения мероприятий, интересных и полезных для школьников, совместно с членами данных общественных объединений, и работа будет продолжаться.
Я имею в виду всех желающих, которые, по предложению законодателей, будут иметь право прийти в школу по своей инициативе в индивидуальном порядке.
В комментариях к многочисленным постам на Дзене (ссылку на одну из публикаций на эту тему дам в конце статьи) отзывы ожидаемые:
- зачем пенсионерам нужно нервы свои трепать с чужими неуправляемыми детьми, да еще и бесплатно?;
- очень хорошая инициатива, у пенсионеров большой жизненный опыт, есть чему научить подрастающее поколение;
- учителелей в школах не хватает, и пенсионерами можно "заткнуть" кадровую дыру.
У меня очень скептическое отношение к данному предложению. Уверена, что пойдут в школы глубоко пожилые волонтеры с дефицитом общения, а не те, кто вышел на пенсию недавно, адекватные, интересные люди. Заменить учителей не получится и потому, что "серебряные" волонтеры не смогут держать дисциплину, и на все проводимые пенсионерами мероприятия придется дергать с уроков учителей в качестве надзирателей.
Рассказывала уже историю о том, как в школу полицейские с беседами приходили.
Возникает вопрос безопасности такого сотрудничества. Очевидно, что в преклонном возрасте у многих людей бывают проблемы в сфере ментального здоровья, и человек может вести себя неадекватно. Кто будет отвечать, если гость поведет себя не так, как ожидается? Опять учителя?
В предложении депутатов ГД не указано, нужно ли будет "серебряным" волонтерам перед посещением школы предъявлять справку от психиатра? Или лишь бы пришли поработать, а там, как получится? И чему пенсионеры будут учить нынешних школьников: есть ли перечень тематики предстоящих бесед/мероприятий?
На память приходит несколько случаев о том, как пенсионеры по своей инициативе к нам в школу приходили.
История 1. "Самая лучшая семья"
Пенсионерка Анна Сергеевна (имя изменено) - бывшая учительница истории, энергичный человек, рукодельница. Предложили ей поучаствовать сначала в городском, а потом и региональном конкурсе "Семья года". С фантазией члены семьи выполнили все конкурсные задания и победили в городе и регионе! Дальше муниципальные и региональные СМИ опубликовали статьи о семье-победительнице, на местных телеканалах показали несколько интервью. Описаны просто идеальные отношения: супруги в любви и верности прожили 50 лет вместе, воспитали детей, помогают поднимать внуков и правнуков. Но соседи и знакомые очень скептически отнеслись к данной информации, зная, что в семье имеются обычные для всех проблемы и в отношениях, и в воспитании детей и внуков. Реклама - она такая, можно конфетку сделать из чего угодно!
И после победы в конкурсе бывшая учительница решила, что она просто обязана поделиться своим "рецептом" счастливой семейной жизни с жителями города. И начала строчить статьи в местную газету с рассказами о своем муже, брате, внуке и т.д. Кроме этого, Анна Сергеевна организует беседы в библиотеках, школах и детских садах, где рассказывает о своей самой лучшей семье (данную работу героиня ведет года 4). Этим летом пенсионерка уже обошла все пришкольные лагеря с излюбленной речью. Приносит альбомы с семейными фотографиями, поделки своих внуков. И планирует свои выступления в предстоящем учебном году в школах, не понимая, что ее беседу дети всех школ прослушали уже раза по 3, а взрослые с раздражением закрывают местную газету с очередной заметкой про суперсемью: "Ну, сколько можно то..."
История 2. "Поговорить не с кем"
Веду урок, никого не трогаю. Открывается дверь, коллега просит выйти из кабинета. Рядом с ней стоит старичок. "Это к тебе! Мужчина хочет поговорить", и быстренько так коллега убегает в свой кабинет, слышу, что и замок изнутри закрыла. Спрашиваю гостя, по какому он вопросу? Вопросы мне, обычному учителю обычной школы такие:
1) Почему кабинет Полномочного представителя нашего региона перенесли в офис городского отделения "Единой России"?;
2) Куда ушли деньги Пенсионного фонда России, почему пенсионерам не повышают пенсии?;
3) На центральной улице города опять делают латочный ремонт асфальта, а надо делать ремонт (далее следует описание ремонта дороги). Почему допускается такое безобразие? и т.п.
Я, мягко сказать, в замешательстве. Интересуюсь, с чего это данные вопросы пенсионер задает мне, а не соответствующих ведомств чиновникам? Ответ: так туда ехать на автобусе надо, деньги тратить, а школа через дорогу от дома, и учителя вежливые, не станут выгонять человека, который хочет поговорить. Хочет поговорить! И всего то...
Я вежливо попрощалась и посоветовала дедушке записать все свои вопросы и передать их в городскую администрацию, а сама продолжила урок.
После узнала, что дедушка - ветеран труда, участвовал в работе муниципального Совета ветеранов войны и труда, но в последнее время из-за прогрессирующей деменции его не зовут на мероприятия, а домочадцы говорить с ним тоже не желают. Вот и ходит в школу (дело было тогда, когда охранник на входе еще не сидел) пообщаться. Обошел уже всех учителей школы, дошла очередь и до меня. Причем разговор не всегда проходил корректно. Иногда дедушка, в пылу возмущений нынешним безобразиям, кричал и переходил на русский нецензурный. Пытался он поговорить и с детьми, но те слушать не стали и послали дедушку в дальнее путешествие. Позже пенсионера, конечно, перестали пускать в школу и посоветовали родственникам присматривать за дедулей.
История 3. "Мемуары для последнего звонка"
Выпускала я в 2014 году 11 класс. По школьной традиции всегда приглашали гостей: почетных граждан города, представителей городской администрации, бывших учеников. И тут накануне звонит бывший ученик и говорит, что их выпуску 50 лет (то есть по возрасту им минимум под 70 лет), оставшиеся в живых одноклассники хотели бы подарить на память школьному музею колорированную фотографию класса. Договорились, что два бывших ученика, ныне пенсионера, на Последнем звонке вручат свой подарок и скажут небольшую речь с пожеланиями нынешним выпускникам. Организатор предложила помощь в составлении текста выступления и распечатки шпаргалки. Отказались, сказали, что все сами сделают.
И вот наступает нужный майский день. На улице солнечно, жарко. По сценарию передают слово бывшим выпускникам. Выходят на сцену двое мужчин преклонного возраста. Дарят фотографию в рамочке, рассказывают о юбилее выпуска, желают нарядным 11 классникам всех благ. В руках у одного из дедушек увесистая папка с бумагами формата А4. Когда речь гостей, по идее, уже закончилась, и микрофон следовало передать родителям, один из бывших учеников раскрыл свою папку и сообщил, что полгода уже пишет мемуары с воспоминаниями о своем школьным детстве. И начал читать текст от 1 сентября тысяча девятьсот давнего года, когда мама привела его в нашу школу в 1 класс...
11-классники начинают покрываться капельками пота, потому как солнце палит нещадно, малышня крутится, классные руководители пытаются заново классы построить. А бывший ученик только закончил перечислять фамилии всех 36 своих одноклассников, намереваясь перейти к знакомству со зданием школы и педагогическим коллективом. То есть человек всерьез собирался зачитать ВСЕ свои записи, а это примерно листов 150 рукописного текста... С большим трудом организатору удалось забрать микрофон и уговорить гостей перенести чтение своих мемуаров на другое время в другой обстановке.
Гости обиделись... Они то были уверены, что вся школа, ученики, их родители и педагоги, гости, пришедшие на Последний звонок, готовы слушать исключительно воспоминания дедушки, а не все привычные торжеству песни/вальсы/стихи.
Подытожим.
Можно ли считать описанные выше случаи взаимодействия с "серебряными" волонтерами полезными для школы и учеников? Захотят ли родители, чтобы вышеописанный опыт старшего поколения передавался их детям в дополнение или даже вместо привычных уроков?
Делитесь в комментариях своими размышлениями по данной теме. Привлекают ли в ваших школах к работе "серебряных" волонтеров?
pedsovet70@mail.ru