Найти в Дзене
Петр Зверев

УЛУГ-О, В ТЕСНИНАХ ГОР.

Выбор пути
Выбор пути

Выбор пути.

Спортивные путешествия! Огромное удовольствие, неизгладимые впечатления приносят они человеку, который вступил на туристскую тропу, встал на лыжи, сел в байдарку. Самодеятельный туризм (так назывался спортивный туризм в семидесятые годы) помогает более глубокому пониманию окружающего мира и себя в этом мире. Но радость доставляет не каждый поход, не всегда удаётся достичь намеченных целей. Бывают разочарования и огорчения. А бывает и так, что «лучший отдых» оборачивается трагедией.

От чего зависит успех туристского мероприятия? Можно назвать множество самых разных причин, из-за которых не оправдались надежды получить положительные эмоции.

У нас была одна глобальная причина - наш туристский опыт не соответствовал сложности данного водного маршрута. А ещё отсутствие информации по этой реке.

Какими могут быть последствия?

Что нас ждёт?

В тиши озёрной глади привели свои мысли в порядок.

-2

- Мужики от сплава мы отказались, и это разумно. Но что нам предпринять?

Я вижу три варианта выхода из сложившейся ситуации.

Первый: продолжаем начатый подъём и уходим гольцами к Большому Енисею в район Хутинского порога. Что выйдем этим путём есть надежда не велика, но она есть. Как на этом пути решаем проблему питания? Зверь сейчас от гнуса ушёл в гольцы, надежда на ружьё Николая.

Второй вариант: спускаемся в долину реки Улуг-О, проходим вниз по течению до устья Бичи-О и по ней выходим в истоки реки Тапса и далее 60 километров до посёлка Черби. Вопрос питания: наловить в Бичи-О рыбы на первое время, дальше подножный корм, черемша, орех.

И третий: от этого озера спускаемся западным распадком, выходим на Улуг-О и проходим по руслу реки до слияния с Бий-Хем.

Я за третий вариант. Почему? Согласно контрольных сроков, завтра мы должны выйти с маршрута, и если мы не выйдем, а мы точно не выйдем, то через три дня начальник КСС поднимет вертолёт и искать он нас будет в ущелье Улуг-О. Мы должны быть готовы подать ему сигнал о том, что мы живы, а то, что мы без продуктов, в спас службе знают, исходя из наших сроков. Забрать нас «Ми-1» не сможет, а именно этот трёхместный вертолёт выходит на разведку. Это аргумент первый. И второй аргумент: пройдя по берегу, мы будем иметь информацию о реке, которую мы не могли получить даже в геолого управлении, собираясь на Улуг-О. Информация об этой реке нам нужна для будущего прохождения. Я уверен, что мы сюда вернёмся.

И третий: вопрос питания решаем в надежде на рыбу.

Говорите, что вы думаете.

- Я за третий вариант, - сказал Коля. К переходу по гольцам хребта Обручева мы технически не готовы. В прошлом году этим маршрутом проходил Яша. Они проходили отвесы до тридцати метров. Его команда была готова к прохождению этого маршрута как морально, так и технически. И на добычу зверя надежды не велики хотя, они есть. Я за третий вариант.

Валера с Володей тоже с этим согласились.

Существует мнение, будто по мере усложнения обстановки в путешествии, с возникновением препятствий возрастает вероятность конфликта. Но, как утверждает психолог Э. Линчевский, в действительности же, в более сложных условиях у людей растёт чувство ответственности, мобилизуются резервные силы, повышается физический и моральный тонус. Всё это — до известного предела, наступающего в чрезвычайно сложных, экстремальных, ситуациях, — способствует сплочению группы за счёт объединения творческих усилий и сглаживания множества мелких противоречий и шероховатостей во взаимоотношениях.

Как мы пройдем, психологические барьеры покажут ближайшие дни.

-3

Возвращение

Ночь прошла спокойно вдали от шумящей реки. Утром вышли на южное плечо отрога хребта Обручева. Открылась прекрасная панорама хребта Хертеш-Тайга. Гольцы с поседевшими вершинами на фоне голубого неба с кучевой облачностью выглядят величественно. Ниже - россыпи серо-коричневым оттенком курумов. Ещё ниже, насколько охватывает взгляд, альпийские луга плавно переходят в буйную растительность тайги. Где-то там внизу, в бархате зеленой тайги, скрывается Улуг-О, на встречу с которой мы так стремились и, встретившись, столкнулись со своей неготовностью. Реки, от которой ещё вчера нам хотелось сбежать, как от очень сварливой, но любимой женщины. И мы эту попытку сделали.

А теперь, взвесив все «за» и «против», возвращаемся к реке распадком западнее того, по которому поднимались и к реке вышли значительно ниже того места, где оставили байдарки.

Из продуктов у нас остались только сухарики. Вся надежда на рыбу. Пока недостатка в ней не было.

Суетливая, спешащая река встретила нас так же, как и проводила – неугомонным ворчанием, приглашая к диалогу:

- Ну что, родименькие, сбежать от меня хотели….?

- Нет, нет, что ты! Мы просто устали. Нас утомила твоя резвая непоседливость.

- Ну-ну, не надо меня обманывать.

И мы, склонив головы перед хозяйкой положения, рекой, и картой для уточнения своего местоположения, извиняясь и прося реку быть милосерднее к нам, побрели вниз.

И её милость предстала перед нами на нашем пути через десятки метров.

Ворчливое бормотание реки переходит в угрожающий рык мощного порога, гулко отражаясь от скальных стен, вышедших из бурных вод, преградивших нам путь.

Решили сделать привал. Восстановить силы после выхода из таёжных дебрей распадка и внимательно осмотреть порог, чтобы принять решение о наших дальнейших действиях. Да и рыбку поймать. От озёрной у нас осталось по штучке, которую мы на этом привале и съедим.

Не успели скинуть рюкзаки, а Володя Шапкин уже с удочкой на берегу. Он у нас главный рыбак. Сухих дров здесь много. Пламя костра облизывает округлые бока котелка для чая. Сегодня заваркой служит шиповник, который растёт в каменных россыпях. Его созревшие плоды крупные и мясистые, листья такие же непарноперистые, но очень мелкие и в глаза бросаются покрасневшие плоды на колючем кустарнике. Чай еще не закипел. Все идём к рыбаку, он у порога. Встречает нас вопросом, перекрывая бешеный рев водной стихии:

- И как вы это проходить хотели?

- ?!

Мы молчим, погружённые в свои думы.

Перед входом в порог ширина реки около 30 метров. Течение относительно спокойное. Далее скальные утесы сжимают поток до ширины менее 10 метров. Левый берег представляет собой нагромождение скальных глыб, где свободно можно пройти зону порога, правый же берег, на котором мы находимся, почти отвесная стена, высота которой не менее 40 метров, уходящая в бешеный поток реки.

Вода, входя в пределы порога, срывается с глыбы, образует за собой пенную бочку с обратным течением верхних слоев воды. Дальше в бешеной пляске прорывается через частокол торчащих из реки камней и стремительным потоком уходит влево, скрываясь за поворотом.

-4

Вспоминаю статистику КСС несчастных случаев в туризме. Большая часть случаев с летальным исходом ложится на 1-3 категории сложности. Т.е. на маршрутах, где люди набираются опыта. Мы оказались в этой группе риска. Я понимаю, что будь у нас сейчас байдарки, был бы большой соблазн пройти этот порог.

Но провидение отвело нас от этого искушения.

Наш рыбак прошёлся вверх по реке в поисках рыбы и брода. Вернулся с докладом, что нет ни того, ни другого. Рыба после утреннего жора отдыхает. Так решил наш рыбак. И мы с ним согласились. Поток воды сбивает с ног. Т.е. брод невозможен.

Валера, как турист - горник, оценил стенку категорией 1А. Вверху для страховки не помешает веревка, т.к. скальную подготовку у нас проходили не все.

Продолжение "Первая стенка".