Найти тему

Национальный режим в соответствии с Приказом Минфина от 04.06.2018 N 126 и его проблематика на примере закупки фруктов. Часть I.

Через систему госзакупок проходит огромное количество закупок на поставку продуктов питания, в том числе и фруктов 🍋. В целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей применяется национальный режим в виде разного рода преференций для «своих» (Российская Федерация и другие члены ЕАЭС) и ограничений, запретов для «чужих» (страны не члены ЕАЭС). В рамках закупочной деятельности в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ национальный режим регулируется различными нормативно-правовыми актами 📗 принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ.

🔎 Расскажем про национальный режим в разрезе одного нормативно-правового акта принятого в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ, Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ).

👩‍💻При проведении
конкурса, запроса котировок в электронной форме рассмотрение и оценка заявок, содержащих предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях (приказ содержит два приложения, которые разграничивает коды ОКПД2), и происходящих исключительно из государств — членов Евразийского экономического союза, осуществляются с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта понижающего 15 — процентного коэффициента в отношении товаров, указанных в приложении N 1, понижающего 20 — процентного коэффициента в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ). Однако, контракт заключается по цене, предложенной в заявке победителем конкурса, запроса котировок в электронной форме.

Иными словами, при проведении конкурса, запроса котировок в электронной форме комиссия заказчика производит только оценку заявки с применением соответствующего понижающего коэффициента ↘️, однако контракт заключается по цене предложенной победителем! В данном случае, заявка участника предложившего к поставке товары происходящие исключительно из государств — членов Евразийского экономического союза находится более в выгодной позиции, к тем заявкам участников, который предложили иностранный товар.

В отличие от конкурса и запроса котировок в электронной форме, при проведении аукциона механизм действует иначе поскольку при данном способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), комиссия заказчика оценку заявки не производит, однако контракт с победителем заключается по цене:

а) сниженной на
15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 2️0 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза);

б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств — членов Евразийского экономического союза.

Так, в случае если победитель аукциона предложил в заявке товары страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза) к предложенной цене победителем заказчик применит
15 % понижающий коэффициент, в случае если не сработали исключения из положений Приказа.

Исключения из положений Приказа заключаются в следующем:

🔸в случае если конкурс, запрос котировок, аукцион в электронной форме признаны несостоявшимися;

🔸в случае если все участники закупки предложили товары исключительно из государств — членов Евразийского экономического союза;

🔸в случае если все участники закупки предложили товары, страной происхождения хотя бы одного товара является иностранное государство;

🔸в случае если в отношении товаров, указанных в приложениях приказа, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ.

✍️ Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в приложениях приказа, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки на участие в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ наименования страны происхождения товара.

В соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) , для лимонов, апельсинов, бананов, а также других фруктов используется код «01.2 — Культуры многолетние». Указанный код ОКПД2 попадает под действие вышеуказанного Приказа и заказчики при осуществлении закупок обязаны в извещении установить условия допуска.

📎 Проблематика при закупке фруктов состоит в том, что некоторые фрукты, например, бананы 🍌 не произрастают на территории Российской Федерации. Некоторые участники закупок, в связи с невнимательностью или хитростью пытаются указать страной происхождения таких фруктов — Россию.

Теперь представим реальную ситуацию. В закупке на поставку лимонов, апельсинов и бананов подали заявки 5 участников. По итогам аукциона комиссия по осуществлению закупок обнаружила, что среди заявок есть заявки которые содержат предложения о поставке фруктов исключительно из государств — членов Евразийского экономического союза, в числе которых разумеется Россия. При этом победитель электронного аукциона в заявке указал честно, страна происхождения бананов — Эквадор.

🔎
И так, в вышеуказанном случае исключения из положений приказа не сработали, теперь комиссии заказчика предстоит решить непростую задачу. Применять ли понижающий коэффициент к заявке победителя? Что делать с другими заявками, если есть уверенность, что участники указавшие страну происхождения бананов — Российская Федерация, представили недостоверные сведения?

«Свою» позицию мы изложим в следующем материале и будем рады вашему опыту в комментариях.


Автор: Степан Савченко.