Возможно, самый известный парфюм в мире, Chanel № 5 во всем мире ассоциируется с элегантностью, утонченностью и роскошью. Ее сдержанный дизайн и неповторимый аромат продвигали такие звезды, как Катрин Денев, Николь Кидман, Марион Котийяр и даже Мэрилин Монро последняя, как известно, заявила в интервью, что духи - это все, что она надевает в постель.
Детище французской бизнесвумен Габриэль Бонер “Коко” Шанель в 1921 году, Chanel № 5 было создано в первую очередь для того, чтобы противостоять ограничению и сильной ассоциации духов с определенными типами женщин. Разрабатывая аромат, Шанель сказала своему парфюмер, что хочет создать аромат, который ‘будет пахнуть как женщина, а не как роза’.
Итак, какая история стоит за культовым парфюмом?
Разные духи ассоциировались у женщин с разным уровнем респектабельности
До начала 20 века ароматы, которые носили женщины, обычно делились на две категории. ‘Респектабельные женщины’ предпочитали простые, сдержанные ароматы, которые были сущностью, скажем, одного садового цветка. Напротив, работники секс-бизнеса, представители полусвета и куртизанки ассоциировались с мускусными ароматами, которые поражали воображение.
Сама Шанель когда-то была скромной содержанкой, которая использовала деньги своих любовников для финансирования своих деловых начинаний. Она хотела создать аромат, который понравился бы как "респектабельным женщинам", так и представителям полусвета, создав аромат, в котором сочетались бы очарование таких ароматов, как жасмин, мускус и менее сдержанные цветы. Этот нетрадиционный подход, сочетающийся с меняющимся женственным духом женщин 1920-х годов, оказался маркетинговым хитом.
Более того, высокий процент альдегидов в составе позволил аромату задержаться на коже обладательницы, что было более практично для занятых, "современных" женщин, которые сосредоточены не только на красоте.
Изначально духи создавались не модными домами
До 20 века только парфюмеры создавали ароматы, в то время как модные дома производили одежду. Хотя некоторые дизайнеры начали создавать ароматы в начале 1900-х годов, только в начале 1911 года французский кутюрье Поль Пуаре создал фирменный аромат.
Тем не менее, он назвал ее Parfums de Rosine назвав свой фирменный парфюм в честь своей дочери, вместо того, чтобы использовать свое собственное имя. Назвав его в честь себя, Шанель позаботилась о том, чтобы ее духи всегда были связаны с фирменным стилем бренда.
Коко Шанель поручила парфюмеру создать знаменитую смесь
В 1920 году, любовник Коко Шанель был великий князь Дмитрий Павлович Романов о России, ныне наиболее известен как один из Убийцы Распутина . В 1920 году он познакомил ее с франко-российским парфюмером Эрнестом Бо, который был официальным парфюмером российской королевской семьи. Шанель попросила его создать духи, от обладательницы которых ‘пахло бы женщиной, а не розой’.
Летом и осенью 1920 года Бо совершенствовал состав. В конце концов они с Шанель остановились на смеси, состоящей из 80 натуральных и синтетических ингредиентов. Ключом к созданию композиции стало уникальное использование альдегидов Beaux, которые усилили аромат и придали цветочным нотам более воздушный характер.
Коко Шанель привлекла цифра 5
С детства Шанель всегда тянуло к номеру пять. В детстве ее отправили в монастырь Обазин, где содержался приют для брошенных девочек. Дорожки, которые вели Шанель к собору для ежедневных молитв, были выложены круговыми узорами, повторяющими цифру пять, в то время как сады аббатства и пышные склоны окружающих холмов были покрыты каменными розами.
Получив в подарок маленькие стеклянные флакончики с образцами духов, Шанель выбрала номер пять. Сообщается, что она сказала парфюмер Beaux: “Я показываю свои коллекции пятого мая, в пятый месяц года, так что давайте оставим номер, который на ней изображен, и это пятое число принесет ей удачу”.
Форма флакона была целенаправленно простой
Флакон духов был специально прост, чтобы контрастировать с изысканными хрустальными флаконами для ароматов, которые были в моде. По-разному утверждалось, что форма была вдохновлена бутылкой из-под виски или стеклянным фармацевтическим флаконом. Первый флакон, выпущенный в 1922 году, имел маленькие, изящно закругленные края и продавался только избранным клиентам.
В последующие десятилетия флакон был изменен и выпущен парфюм карманного формата. Однако ставший культовым силуэт остался во многом похожим и теперь является культурным артефактом, а художник Энди Уорхол отметил его культовый статус в середине 1980-х годов своим произведением в стиле поп-арт с шелкографией "Реклама: Шанель’.
Коко Шанель сожалела о соглашении, фактически отстранившем ее от всякого участия в своей парфюмерной линии
В 1924 году Шанель заключила соглашение с Parfums Chanel финансисты Пьер и Пол Вертхаймеры производили косметические средства Chanel на своей фабрике Bourjois и продавали их в обмен на 70% прибыли. Несмотря на то, что сделка предоставила Шанель возможность передать свой фирменный аромат в руки большего числа покупателей, сделка фактически устранила ее от всякого участия в парфюмерном бизнесе. Однако она быстро поняла, насколько прибыльной становится Chanel № 5, поэтому боролась за восстановление контроля над своей парфюмерной линией.
Находясь у власти, нацисты приняли 2000 антиеврейских указов, включая закон, запрещающий евреям владеть бизнесом. Этот закон также действовал в оккупированном нацистами Париже во время войны. В 1941 году Шанель написала немецким чиновникам, чтобы попытаться использовать этот закон для восстановления единоличного владения своей парфюмерной линией, поскольку Вертхаймеры были евреями. К удивлению Шанель, братья юридически передали свою собственность французскому бизнесмену-христианину (Феликсу Амио) перед войной, чтобы защитить свои интересы, поэтому ее попытки не увенчались успехом.
(В конце войны Амио вернул ‘Parfums Chanel’ семье Вертхаймеров, которые затем договорились с Chanel, согласились выплачивать 2% роялти со всей продукции Chanel и предоставили ей ежемесячную стипендию на личные расходы до конца ее жизни. Позже, в 1954 году, Пьер Вертхаймер получил полный контроль над Chanel, в том же году, когда Шанель вновь открыла свой дом моды в возрасте 71 года.)
Знаменитые лица возглавляли бренд
Удивительно, но быстрый успех Шанель № 5 больше зависел от сарафанного радио, чем от прямой рекламы. Шанель приглашала друзей из высшего общества на ужин в свой бутик, а затем удивляла их духами. Подруга Шанель Мисия Серт заявила, что получить флакон ‘... было похоже на выигрышный лотерейный билет’.
С тех пор такие знаменитые лица, как Катрин Денев, Николь Кидман, Марион Котийяр и даже Брэд Питт, создавали духи на протяжении десятилетий, в то время как режиссеры-суперзвезды, такие как Баз Лурманн и Ридли Скотт, создавали рекламные видеоролики для культовых духов.
#духи #история#Шанель #интересное#шанель №5