Найти в Дзене
Разве нет?

Что особенного в 3-м Крестовом походе 1191 года?

Не только тем, что его возглавили три великих правителя Европы - Ричард Львиное Сердце, Филипп Август, Фридрих Барбаросса против великого мусульманского правителя и полководца Салах ад-Дина, одержавшего за четыре года до того победу при Хаттине. Но и тем, что весь 3-й Крестовый поход был большой попыткой вернуть прежний престиж и значимость идее Крестовых походов самой по себе и не только ей, но христианству как объединяющей всю Европу силе. Но и именно тут и начались трудности. Потому что три великих монарха Европы как ни старались, перетягивали каждый одеяло только на себя

В период сборов и подготовки к 3-му походу разногласия не выходили на первый план, потому что было время, желание и возможности всё уладить и разрешить миром и согласием действовать сообща. Но в условиях войны разногласия приобрели очень большое значение, так как сказывались на координации, маневренности, единстве войска, что важно, так как враг очень умен и умеет ждать, выискивая время и место, чтобы нанести самый сильный удар из всех возможных.

Салах ад-Дин был во всём равен европейским монархам, если бы это было не так, то, конечно, мусульмане в 3-м Крестовом походе потерпели бы более сильные поражения, чем при Арсуфе или взятии Акры крестоносцами.

Расслабление самих командиров Салах ад-Дина, помнивших поражение крестоносцев при Хаттине имело место, потому что приказы Салах ад-Дина исполнялись не столь быстро и точно, как при Хаттине. Почему же Салах ад-Дин не казнил этих некоторых командиров? Потому что не хотел производить шум и дать врагу опасное знание — у Салах ад-Дина дела внутри не столь хороши, а значит стоит и дальше маневрировать, избегая решающего сражения и начать искать контакт с такими командирами. Тем более что связи между местными христианами и мусульманами никуда не делись, даже стали более тесными, несмотря на открытую конфронтацию. Перед 3-м Крестовым походом даже ходили на общих врагов, если таковые были.

Отчаянных врагов из христиан и мусульман Святой Земли не получалось никому сделать, компромисс между ними был, против него не возражал и Салах ад-Дин, понимавший, что лучше не дразнить католический мир. Салах ад-Дина даже хвалили сами лидеры крестоносцев, видевшие в нем такого же рыцаря, как и они — благодарного, благородного, милосердного и сострадательного. Хотя, конечно, отдельные зверства как у того же Ричарда Львиное Сердце были (убил 2 700 человек мирного населения Акры). Это объясняли нервным срывом и состоянием аффекта, от которых никто в принципе не застрахован.

3-й Крестовый поход пример того, что хорошо и даже отлично начинается, плохо заканчивается, не так как было задумано. Но тут уже были виноваты не события и люди Святой Земли, а внутренние дела и люди европейских королевств, не позволявшие углубить и расширить увеличивающийся успех 3-го Крестового похода. Да, не был взят обратно Иерусалим, зато заключен выгодный для христиан мир и доказано на практике, что Салах ад-Дин не является непобедимым и непревзойденным полководцем и политиком своего времени и региона. Что в условиях тогдашней Средневековой Европы и Ближнего Востока было уже не мало.