Фильм "Римские каникулы" (1953) - не только одна из самых известных мелодрам, но и история о том, как вымышленный сюжет о влюбившейся принцессе стал реальностью и обернулся серьёзными проблемами.
Лирическая мелодрама Уильяма Уайлера "Римские каникулы" (1953) занимает особое место в истории Голливуда. Это не только первый фильм, в котором главную роль сыграла Одри Хепбёрн, удостоившаяся за образ принцессы Анны "Оскара". И не только образцовая сентиментальная картина о любви, заложившая основы отдельного жанра красивых историй без хэппи-энда. И дело не только в том, что это первый фильм, с которого по-настоящему началось "голливудское вторжение" в Европу.
Особую пикантность по сравнению со всеми остальными, даже классическими, мелодрамами (например, "Сабриной" с той же Хепбёрн) "Римским каникулам" придаёт удивительное пересечение художественного вымысла и реальных событий.
Рим, принцесса, любовь
Итак, в полном соответствии с названием действие картины разворачивается в Риме, где юная и прекрасная принцесса Анна (Одри Хепбёрн), представительница королевской семьи неназванного европейского государства, примерно на сутки оказывается предоставлена сама себе. Она встречает американского журналиста Джо Брэдли (Грегори Пек), в компании с которым вовлекается в различные приключения и впервые узнаёт, каково это - жить обычной, нормальной жизнью, без придворного этикета и королевских обязанностей. Разумеется, Анна и Джо влюбляются друг в друга, но разве возможна для такой истории счастливая развязка?
Нет-нет, это не английская принцесса
Возможно, не каждый зритель обратит внимание, но в самом начале фильма, все сцены которого разыгрываются в Риме, мы видим визит принцессы Анны в Великобританию. Вернее, новостной выпуск, посвящённый тому, как Анна первым в рамках своего турне посетила именно Лондон. Чуть позже диктор говорит, что одним из важных пунктов поездки принцессы является укрепление связей её государства с Западной Европой.
Таким образом, можно сделать вывод, что Анна представляет некое государство из Центральной, Южной или Восточной Европы. Но для чего понадобилось столь настойчивое и никак не обусловленное основной сюжетной линией отступление, призванное убедить зрителя, что главная героиня не имеет никакого отношения к Великобритании?
Оживший сюжет мелодрамы
Создатели "Римских каникул" прямо перед выходом картины на экраны оказались в том положении, что описывается выражением "и хочется и колется". Съёмки были проведены в итальянской столице летом 1952 года, а в начале 1953-го сперва английская, а затем мировая пресса порадовала читателей романтической сенсацией. Оказывается, юная принцесса Маргарет, младшая сестра королевы Великобритании Елизаветы II, влюбилась в "простолюдина" - героя Второй мировой войны, лётчика Питера Таунсенда.
Скандальность ситуации усугублялась тем, что полковник Таунсенд не просто оказался на 16 лет старше принцессы и не имел аристократического происхождения, но ещё и был разведён. По династическим законам и обычаям брак с таким человеком означал для Маргарет лишение титула, всех прав членов королевской семьи и финансового содержания.
Такие истории не созданы для хэппи-энда
Так что к середине 1953-го продюсеры фильма "Римские каникулы", информация о сюжетной завязке которого уже была доступна прессе, оказались перед нелёгким выбором.
С одной стороны, жизнь подкинула им идеальный (особенно по причине полной бесплатности) способ рекламной раскрутки картины. Сценарий фильма перекликается с настоящей любовно-династической драмой, и тогда слоган "принцесса находит свою настоящую любовь за стенами дворца" обретает особое звучание и смысл.
С другой стороны, слишком навязчивые ассоциации вымышленной истории Анны и Джо с реальным романом Маргарет и Питера могли повлечь за собой обвинения в клевете. Поэтому голливудские продюсеры, посоветовавшись с голливудскими юристами, решили выбрать средний путь. Рекламная кампания "Римских каникул", премьера которых состоялась в августе 1953 года, в значительной степени эксплуатировала образ "сказочного сюжета, ставшего реальностью". В то же время специальные титры о том, что любые совпадения сюжета с реальностью являются случайными, и внесённые в начале картины поправки категорично убеждали зрителей (а также адвокатов британской королевской семьи): нет, мы не про английскую принцессу историю показываем.
В завершение сюжета следует сказать, что принцесса Маргарет и полковник Таунсенд, столкнувшись с серьёзными препятствиями для брака, расстались в 1955 году.